Текст-инструкция для начинающих интернет-журналистов
Батхан Вероника
Я давно обещала текст-инструкцию для начинающих интернет-журналистов, с подробной инструкцией куда идти и что делать. И наконец-то сваяла его в меру своего опыта и разумения. Прошу любить и пользоваться.

Через тернии в звезды

Статья адресована всем, кто хочет зарабатывать, продавая тексты в сети и не только.
Предположим – вы молодой или не очень молодой человек, молодая мама, выпускник-гуманитарий, активный блоггер – короче, вам сказали, что вы классно пишете, и вы задумались, делаются ли из этого деньги. Да, делаются. Любой грамотный, образованный, внимательный, стрессоустойчивый, умеющий хотя бы немного анализировать и сопоставлять, интересно выражать свое мнение в письменной форме человек в состоянии заработать деньги, продавая свои тексты. Не сразу, не гарантированно и не миллионы, но до полутора-двух тысяч долларов в лучшие времена – вполне реально.

Первая иллюзия, которую надо развеять сразу – сумма вашего заработка и ваша востребованность не зависят от ваших журналистских и тем паче литературных талантов. Куда важнее другие вещи – умеете ли вы писать много и быстро, попадать «в формат», в точности соответствуя заданной редактором или заказчиком теме, стилистике, идеологии, можете ли придумывать броские заголовки, дотошны ли при работе с информацией, проверяя факты и сведения, не срываете ли сроков заказов, не страдаете ли плагиатом и копипастингом. Расторопный, смышленый, дисциплинированный, способный вкалывать по 8-10 часов в день райтер в состоянии заработать приличный оклад, сопоставимый с офисным. Оригинальный, провокативный или наоборот душевный и милый, узнаваемый автор тоже может найти своего покупателя, но конкуренция в этом секторе выше, а денег меньше.

Где востребован контент?

Правильный ответ – везде. Посмотрите на Интернет – он состоит из текста, и не меньше половины этого текста пишут или показывают за деньги. Каким образом вы можете «получить свою долю»?

Высшая квалификация – журналист, автор «бумажной прессы», способный взять интервью, сделать репортаж, написать аналитическую, развлекательную или тематическую статью. Для молодого, активного, умного и пробивного райтера выбиться в журналисты, самоучкой освоив все нужные навыки, вполне реально – в сети достаточно обучающих материалов и онлайн-курсов. Журналисты тоже бывают разные – новостники, «глянцевые», деловые, колумнисты, политические обозреватели и т.д., но в специфике вы разберетесь, если полезете в журналистику с головой.

Корпоративный журналист занимается тем же самым для отдельной организации или производства. Он «и швец и жнец и на дуде игрец» – и интервьюирует и анализирует и фотографирует и редактирует и проводит идеологию и корпоративный дух работодателя.

Чуть меньше требований предъявляют к онлайн-журналистам, пишущим статьи для Интернет-сайтов, порталов. От них требуется регулярно создавать интересные материалы на актуальные темы, на которые, как мухи на мед тут же слетятся читатели или читательницы. Можно писать о сложностях грудного вскармливания, тяготах жизни с мужем-гуленой, делать обзоры компьютерных игр или новинок фототехники, делиться кулинарными успехами, пересказывать на свой лад знаменитые истории и биографии. Или работать по тематике сайта – автомобилям, моде, или, скажем, особенностям воспитания британских кошек.

Вариант онлайн-журналистов – новостники, серфящие И-нет, русский или иноязычный, в поисках самых горячих новостей, чтобы тут же пересказать их своими словами и опубликовать на сайте работодателя.

Креативные райтеры могут заняться неймингом (придумывать названия для фирм и товаров), генерить слоганы, гениальные идеи и рекламные тексты (привет Пелевину!).

Любители компьютерных игр, сочетающие грамотность с хорошей фантазией и умением работать в команде, имеют шанс подыскать работенку по разработке сценариев и диалогов компьютерных игр.

Небрезгливые райтеры с литературным образованием или обширным опытом запросто могут наняться в литературные негры или (если повезет чуть больше) писать под заказ тематическую литературу в мягких обложках – как получать сто оргазмов за месяц, жить счастливо и не болеть, выращивать два урожая клубники на одном огороде и прочая.

Блоггер может вести корпоративные блоги компаний, фирм и тыды, торговать рекламой в собственном блоге (обычно неприбыльно), раскручивать себя любимого и иметь с популярности небольшие, но приятные бонусы вроде бесплатных билетов в кино и каких-нибудь забавных гаджетов и процедур на тестирование.

Колумнист (разновидность блоггера) ведет тематический блог, посвященный, скажем, императору Наполеону и его окружению, новостям клубной жизни или разведению маргариток.

Рецензент смотрит кино, читает книжки, ходит на спектакли и концерты, тестирует фотаппараты и автомобили, а потом записывает и продает свои впечатления.

Сео-оптимизатор составляет тексты и описания на сайтах таким образом, чтобы поднять их рейтинг в поисковиках и увеличить количество упоминаний, привлечь к товару или рекламе как можно больше людей.

Контент-менеджер производит незамысловатый контент – простые статейки, описания услуг и товаров, предложений и купонов.

Технический писатель пишет инструкции, руководства для пользователей и прочие полезные документы.

Копирайтер находит информацию в Интернете и компилирует несколько источников в один связный текст, чтобы не было претензий по авторскому праву. Рерайтер слегка переписывает тексты, чтобы поисковик определял их как разные.

И, наконец, самое низкооплачиваемое занятие – оставлять комментарии на форумах и в социальных сетях. Мелочь, но тоже деньги.

Как именно зарабатывать – зависит от ваших навыков, способностей, знаний и интересов. Важно, чтобы вы хотя бы приблизительно разбирались в теме, и вас не воротило от одной мысли о предстоящей работе. Подумайте о вашем опыте, интересах и увлечениях – возможно, вы много путешествовали, занимались настольными играми или экзотическими растениями, разбираетесь в музыке или 1с-бухгалтерии, «собаку съели» на воспитании подчиненных или грудном вскармливании. Обо всем этом и о многом другом можно рассказать в продаваемых текстах.


Первые шаги

От момента принятия решения «я зарабатываю текстом» до первых плюс-минус реальных денег проходит от нескольких месяцев до года, реже двух. «Новичка», никому не известного человека без опыта и портфолио, как правило, не берут на сколь-нибудь денежные заказы и не рекомендуют – слишком много времени обычно уходит на введение в курс дела, плюс велика вероятность что человек просто не справится. Поэтому портфолио нужно нарабатывать любой ценой, не гонясь за деньгами. Примите как данность – работая забесплатно или за маленькие деньги, вы вкладываетесь в свое будущее.

(примечание – дальнейшее относится в основном к журналистам, онлайн-журналистам, контент-менеджерам и колумнистам, остальной рынок автором статьи не так хорошо изучен)

Для начала – ведите блог и заполняйте его контентом, интересным по крайней мере вашим френдам и френдам френдов. Отыскивайте интересные новости, делитесь рецептами, мнением по поводу прочитанных книг, рассказами о путешествиях, полезными советами, смешными историями. Сочиняйте креативные заголовки и «цепляющие» вводные абзацы к постам. Если статистика посещений растет и на ваши текстовые посты ссылаются другие пользователи – все замечательно, вы работаете в нужном направлении. Постарайтесь понять ваши сильные стороны – что из ваших текстов вызывает больше интереса и обсуждений.

Набравшись опыта (или решив, что знаний у вас достаточно), можно искать первые публикации. Полагаю, вы уже определились, какие темы вам даются лучше всего, кем вы себя видите – новостником, сценаристом игр, «глянцем» и т.д. Через поисковик находите тематические сообщества по поиску работы и в них или просто по серфингу ловите объявления о поиске стажеров, готовых писать ради опыта бесплатно или за небольшие деньги. Можете сами дать такое объявление – хочу писать для женского журнала о сексе\музыкальных сайтов о опен-эйрах и т.д.. Желающие заказать текст на халяву наверняка найдутся. Они получат контент, а вы – бесценный опыт сотрудничества и первые материалы, которые вы сможете показать работодателям.

Можно встретить в сети конкурсы для начинающих журналистов, рецензентов, блоггеров, с призами и публикациями – участвуйте, не стесняйтесь, вдруг вас запомнят. Чем популярней онлайн или (наконец-то!) оффлайн-издание, где вас печатают, тем лучше – и неважно, сколько денег вам за это дадут и дадут ли.

Можно отыскать сайт или портал по интересам и писать бесплатные статьи для него – и любители фантастики и любительницы вязания и заводчики редких собачек и поклонники Леонардо ди Каприо будут только рады интересному райтеру, а их замечания помогут вам заметить ошибки.

Идеальный вариант – задружиться с относительно небольшим тематическим сайтом и получить постоянную площадку для публикаций и небольших экспериментов, заодно потихонечку зарабатывая первые деньги.

Если у вас есть знакомые редакторы, публикующиеся журналисты и т.д. – можете за красивые глазки, что-нить хорошее или полезное попросить их о стажировке, консультации или соавторстве. Встречаются добрые люди, готовые учить новичка «с нуля» видя в нем потенциал.

Для полного и красивого представления себя, можно написать портфолио самостоятельно – десять-двенадцать статей по темам, которыми лучше всего владеете – это и полезный опыт и какая-никакая презентация.

После первой полусотни публикаций (убедитесь, что это приличные публикации в популярных местах, без грамматических ошибок и наглого копипаста), можно начинать продавать себя.

Куда податься?

Самый животрепещущий вопрос – где искать заказы? Везде. Как уже говорилось, Интернет состоит из контента, а отнюдь не у всех заказчиков есть постоянные райтеры, плюс в профессии все время идет ротация.

Размещайте свое резюме на всех крупных сайтах по поиску работы. Указываете образование, стаж, ссылку на портфолио. Может специально для такого случая написать особенно красивую и познавательную статью и подвесить её как образец. Как составлять резюме, почему нехорошо врать в нем и т.д. вы наверняка знаете, а если нет – Яндекс в помощь, я сама этого толком не умею. Но из важных моментов – никакого многословия, никаких упоминаний о своих проблемах, безупречная грамотность и построение фраз – неграмотный райтер и даром никому не нужен.

Ежедневно просматривайте все предложения в работе и услугах, рассылаете резюме во все потенциально подходящие вам места. Обещаете работодателям рай небесный (в пределах реализуемого ессно).

Подписывайтесь на все профильные тематические сообщества и форумы журналистов, рекламщиков, сотрудников масс-медиа. Папарацци, мамарацци, закажи_тему в ЖЖ, работа для хороших людей в Контакте, сайт «медиаджобз» и т.д. Раз в три месяца (не чаще!) публикуйте там предложения о поиске работы – я такой-то хороший с таким-то послужным списком ищу заказы на такие-то темы. Ежедневно по два-три раза в день проверяйте их на предмет интересных объявлений о поиске работы и оперативно откликайтесь на все стоящие предложения.

Мониторьте тематические сайты по вашему профилю (фотосайты, сайты для молодых мам, психологические и т.д.) – с регулярностью или им самим или дружественным журналам\порталам требуется контент.

Из открытых источников или от дружественных коллег добывайте контакты редакторов или главных редакторов тематических изданий, порталов и т.д. и рассылайте предложения о сотрудничестве непосредственно им, прилагая список возможных тем и портфолио с образцами статей по тематике издания. В одно и то же издание предложения высылаются не чаще двух раз в год.

Публикуйте у себя много интересных и актуальных материалов, общайтесь на тематических форумах, пользуясь там популярностью, достаточной, чтобы обратить на себя внимание нужных редакторов.

Регулярно интересуйтесь в своем блоге: «друзья, а есть ли у вас для меня работа?». Держите резюме со ссылками верхним постом в блоге.

Регистрируйтесь на сайтах фрилансеров и в текстовых базах, мониторьте заказы и нарабатывйете резюме и репутацию там.

Как выглядит сотрудничество?

Вам пишет редактор, который нашел ваше предложение на сайте или в сообществе: здравствуйте уважаемый такой-то, я представляю такое-то издание, мы ищем авторов на такую-то тематику, не хотите ли поработать? Или: я хотел\а бы заказать у вас статью на такую-то тему. Или вы пишете редактору: уважаемый такой-то, там-то я прочел ваше сообщение, что вы ищете авторов, предлагаю свои услуги, образование то-то, опыт такой-то, резюме вот, портфолио по теме прилагается. Если тематического портфолио нет, можно быстренько написать статейку на нужную тему – проверять, где она публиковалась вряд ли станут, особенно если стиль и язык устроят.

В первых письмах обязательно называть редактора полным именем и на «вы», следить за орфографией, пунктуацией и деловой стилистикой. Впоследствии можно слегка расслабиться и даже называть руководство на «ты», если это принято в редакции. Полезно сходить в блог к подателю объявления или на сайт издания, чтобы не ошибиться в имени и должности заказчика, сориентироваться в требуемой стилистике и тематике, поймать «фишку» – чем можно привлечь конкретного работодателя.

Не стоит давать лишней информации о себе, указывать, что вам нужна работа потому, что у вас маленькие дети, слабое здоровье и т.д. – вряд ли разжалобит, а вот брать на работу проблемных сотрудников не любят. Лучше отметьте ваши сильные стороны (знание темы, общую эрудицию, грамотность, умение писать быстро) и аккуратно обойдите слабые (недостаток опыта).

Вам могут предложить сделать тестовое задание (1-2-3 странички текста, небольшой материал на заданную тему). Могут попросить набросать приблизительный список тем или идей для статей, сделать синопсис (краткий пересказ содержания) будущего материала. А могут и сразу предложить заказ, обозначив сроки сдачи.

Не стесняйтесь задавать вопросы редактору, уточнять сомнительные моменты – при работе с первыми материалами особенно важно «поймать формат». Многие редакторы высылают образцы материалов, и никто не мешает попросить такой образец, чтобы «делать по сему», придерживаясь стиля, языка и манеры подачи информации, принятых в издании. Без согласования с заказчиком не следует отступать от заданных рамок, менять объем, тематику и т.д. – даже если вам кажется, что конкретный материал от этого выиграет, у вас нет общего вИдения выпуска или раздела.

Уточните, как принято оформлять текст и текстовый файл – как правило (не обязательно) файл со статьёй называют «название-статьи_фамилия-автора.док». Некоторые издания приветствуют выделение курсивом и жирным шрифтом (болдом), оформление заголовков, просят подобрать к статье фотографии или картинки. Другие требуют только текст, по возможности без лишнего форматирования.

Если к статье требуются комментарии экспертов или специалистов, этих экспертов придется искать и опрашивать – онлайн, по телефону, скайпу, электронной почте или встречаясь лично. Эксперты ищутся через знакомых, поисковики и журналистские сообщества (нормально написать в то же «папарацци» – коллеги, ищу психолога). Платить за консультацию не принято, указывать ФИО, должность и название организации – скорее да. В принципе материал с комментариями экспертов лучше согласовать с экспертами перед сдачей, но не все это практикуют.

Готовый материал могут принять – и сообщить об этом; отклонить – и сообщить об этом; попросить подредактировать или переписать; внести редакторские правки без согласования с автором. С последним (если вы не именитый журналист с громкой репутацией) лучше смириться – править вас будут по своему усмотрению, иногда безжалостно уродуя текст, иногда очевидно его улучшая. Спорить и доказывать свою правоту – с вероятностью потерять работу, думайте, стоит ли рисковать.

Переписать статью один раз, если редактору она не понравилась – нормальная практика, особенно на первом этапе сотрудничества. Учитывайте замечания, подбирайте информацию, ищите идеальную форму подачи и оттачивайте стиль. Если просят переписать второй раз – у вас с редактором относительно серьёзные разногласия, возможно дело в недостаточном уровне вашего мастерства, а возможно – в непрофессионализме редактора. Если и второй вариант редактора не устроил – третий писать практически бесполезно. Как минимум этот материал, как максимум сотрудничество вообще не выйдет. В моей практике был только один прецедент успешной работы с редактором, когда текст приходилось переписывать до 5 раз, вылизывая буквально каждую запятую – небольшие и очень дорогостоящие рекламные материалы, в которых рекламодатель не по одному разу передумывает концепцию.

Если редактор не сообщил о своем решении, спустя пару рабочих дней ему можно напомнить о себе – вдруг материал не дошел или возникли какие-то нестыковки. Если продолжает молчать – скорее всего (не обязательно) материал отклонен. Если что-то изменится – с вами свяжутся.
Отклоненную статью можно попытаться пристроить в тематическом сообществе, использовать для портфолио или продать через базу текстов.

«Норма выработки» для активно зарабатывающего райтера – от 5 до 40 тысяч знаков в день, 1-5 материалов. Чем быстрее получается писать, не теряя качества, тем более ценным работником вы являетесь.

Заказы надо сдавать к оговоренному сроку, лучше с небольшим запасом по времени – на случай если понадобится редактура. Если по какой-то причине вы не можете сдать заказ в срок или материал откровенно не получается – ОБЯЗАТЕЛЬНО свяжитесь с редактором и сообщите ему о возникшей проблеме. Не вы первый, не вы последний, даже самые лучшие журналисты хотя бы раз срывали заказ. Но за день-два можно найти адекватную замену «сгоревшему» тексту, а к моменту сдачи номера в печать – уже нет. И редактор, которого вы подвели, непременно при случае обмолвится о вашей ненадежности, как сотрудника.

Работа с текстом

Статья представляет из себя текст, посвященный конкретной теме – например, императору Диоклетану, его биографии и блюдам из капусты, которую он выращивал. 

У статьи есть заголовок – предложение из одного-четырех слов, легкопроизносимое, запоминающееся, отражающее суть темы, возможно перефразирующее популярную цитату или мем. Например: «Императоры и капуста», «Диета Диоклетана», «Императорский покой», «Салат для самодержца» и т.д. (можете придумать свой вариант).

Под заголовком ставят лид – два-три вводных предложения, обрисовывающих тематику статьи. 
Например: Капуста – популярнейший овощ древнего Рима. Щи и салаты с аппетитом употребляли и рабы и плебеи и заносчивые патриции. А император Диоклетан так любил капусту, что променял императорский пурпур на грядки с зелеными кочанами.

Собственно текст статьи по необходимости разделяют тематическими подзаголовками.
Например: Путь к престолу. Годы славы. Прощай, империя. Капустное ассорти.

Даты, имена, факты биографии, рецепты и т.д. ищутся в тематической литературе, русско- или англоязычном Интернете. Соблюдайте «правило трех источников» – все значимые факты проверяйте по трем разным источниками, особенно если видите какие-то расхождения. В научно-популярных статьях обязательно давайте ссылки на исходники, указывайте, откуда взята информация. Википедия – не источник, она содержит как полностью достоверные, так и совершенно бессмысленные статьи. «Левые» сайты, набитые скомпилированной и скопипащенной информацией – тем более не источник. Сайты официальных организаций, медицинских, научных и т.д. институтов, энциклопедии, научно-популярные журналы более достоверны. Если сомневаетесь – спросите у специалиста.

Как правило (не всегда) статью завершают финальной фразой типа: Ешьте капусту, дорогие читатели, и будете так же счастливы, как отставной император на своей маленькой вилле! 
Объем статьи как правило меряют в тысячах знаков. Посмотреть объем можно в ворде: формат-статистика-количество знаков. Иногда, консерваторы-редакторы старой школы измеряют объем в количестве слов. От объема статьи зависит место, занимаемое текстом на страницах журналов. Количество «полос» с текстом строго ограничено и заранее вычислено, поэтому в объем надо укладываться с точностью до сотни-другой знаков. 

К стилистике статьи предъявляются самые разнообразные и фантастические требования. Для молодежного журнала текст пишется простым и современным языком, с жаргонизмами и просторечиями. Для детского журнала текст упрощают, насколько возможно упростить без потери смысла и занимательности. В гламурном журнале не принято писать про некрасивые и неаппетитные вещи, использовать оценочную позицию, отрицания, негатив. В журнале «о здоровье» оценочная позиция и назидательность скорее уместны. Научно-популярная статья должна быть как можно более информативной, содержать максимум смысла на единицу предложения. «Женская» статья может вволю растекаться мысию по древу, слегка отступать от заданной темы. Деловой журнал пишется строгим официальным, «лайфстайл» – живым разговорным языком. Главное – не перепутать!

«Я-позиция», информация, поданная через призму собственного опыта, впечатлений и понимания, уместна на женских и «мамско-детских» сайтах, когда райтер выступает в роли советчика, подружки или мамы читателей. Собственное мнение необходимо рецензентам, литературным критикам, политикам и «социальщикам». В остальных случаях практикуется отстраненность от текста, безличная подача информации. 

«Вода» в тексте – изобилие лишних слов, паразитных оборотов, ненужных местоимений, причастий и прилагательных.

«Диоклетан посадил капусту» – чистая информация. «Диоклетан посадил капусту на второй день после пожара в Риме» – уточнения, обрисовывающие действия императора. «Опечаленный Диоклетан в память о несчастных согражданах посадил восемь грядок капусты на второй день после грандиозного пожара в Риме» – во фразе появилась «вода». «Опечаленный драматическими событиями бывший император Диоклетан в память о безвинно погибших от жестокого пламени согражданах посадил восемь грядок белокочанной капусты на второй день после одного из самых ужасающих римских пожаров» – резать нещадно и выжимать воду.
В общем случае предложения в статье состоят из существительных, глаголов и местоимений с небольшой «приправой» из информативных, ярких прилагательных. Иногда заказчику требуется эмоциональный, насыщенный текст или расплывчатое повествование «ни о чем», но таких заказов меньшинство. 

Перечисленной здесь информации для хорошей работы с текстом недостаточно. Рекомендую найти в сети несколько пособий для начинающих журналистов, одну-две книги по стилистике (Нора Галь «Слово живое и мертвое») и как следует их изучить.

Господин гонорар

Мы подходим к самому интересному пункту. Вариантов оплаты статей несколько – платят за знак, за тысячу слов, за тысячу знаков с пробелами или без пробелов, за готовый материал оговоренного объема, за ведение блога или публикацию цикла статей, за каждый отдельный материал или помесячно, по сумме публикаций. Рерайтеру или копирайтеру платят от десяти до ста рублей за статью. Ставка журналиста – от ста до тысячи и более рублей за тысячу знаков. В среднем – 250-500р за тысячу знаков. Расценки зависят от множества факторов – уровень и платежеспособность издания, сложность и срочность работы, необходимость выезда на интервью, масштабного сбора информации, дополнительных расходов. Оговаривать расценки с редактором следует _до_ начала сотрудничества, это совершенно нормально. Если вас не устраивает цена – вас никто не заставляет работать, ищите другой заказ. И, наоборот, можно взяться за интересное или престижное дело, не вдаваясь в денежные подробности. 
В печатных изданиях, как правило, гонорар выплачивают через месяц после публикации материала. В онлайн-изданиях – по определенным числам. Т.е. если вас опубликовали 10 апреля, а гонорары выплачивают в 10х числах, вы можете получить свои деньги и 10 июня. Иногда даты публикации материалов сдвигают – это тоже нормально. Иногда гонорар выплачивают авансом, выкупая текст для редакционного портфеля. 

При долговременном сотрудничестве с изданием вам, скорее всего, предложат подписать договор, дать ваши паспортные данные, номер и скан пенсионного, страхового свидетельства, ИНН – это нужно для бухгалтерии. За разовое сотрудничество или заказ от частного лица гонорар могут выплатить и «в конвертике». 

Деньги могут перечислить на счет, выдать лично или перевести банковским переводом. Выдавать аванс обычно не принято, но при долговременном сотрудничестве попросить об этом в принципе можно. 

Задержка гонорара в работе райтера – явление частое. Спонсор не проплатил издание, бухгалтерия натворила ошибок, где-то задержали проводку и все. Редактор скорее всего в этом не виноват, хотя не исключено, что он неправильно оформил бумажки или забыл вписать вас в ведомость. Поэтому к любому обозначенному сроку выплаты можно с чистой совестью приписывать неделю-другую – да, это реальность, и обижаться на неё бесполезно. Тем приятнее будет получать деньги вовремя. А если нет – спустя несколько дней после обозначенного срока напоминаете о себе и ситуация разъясняется. Беспокоиться следует при задержке оплаты на месяц и более, если заказчик отказывается давать внятное объяснение происходящего. 


Кинет-не-кинет

Жизнь вольного райтера полна рисков и беспокойства – как правило никаких гарантий оплаты труда у него нет, выплата гонораров теоретически зависит от доброй воли заказчиков. Практически при любом более-менее постоянном сотрудничестве все авторы вписаны в зарплатные ведомости и не получат деньги только если издание неожиданно прикроют или реформируют (так тоже бывает). Иногда после увольнения старого редактора, новый не считает нужным заниматься выплатой гонораров его авторам, в этом случае надо обращаться напрямую к руководству. Обычно крупные, популярные издания совершенно не заинтересованы в скандалах и шуме из-за невыплаченных гонораров, поэтому предпочтут решить дело полюбовно.

Неприятности могут доставить отдельные недобросовестные редакторы, по каким-то своим причинам не считающие нужным заботиться об интересах своих райтеров. Например, одну и ту же статью заказывают нескольким авторам, а потом выбирают один вариант, а остальные отклоняют. Творчески перерабатывают заказанный материал и публикуют под своим именем. 
Заказывают несколько текстов, а платят только за первый. Заказывают текст и пропадают со связи. Заказывают текст, принимают, назначают выплату, а потом снимают публикацию. Не считают нужным контролировать процесс выплаты денег, не убеждаются (в случае с авторами-нерезидентами), что гонорар можно отправить за границу. И так далее. По счастью подобных редакторов довольно мало, но лучше подготовиться и к таким сюрпризам тоже.
«Частные» заказчики не гарантируют авторам вообще ничего. Мне встречался человек, который искал общения под видом заказа текстов для книги о юношестве, креативный издатель, желавший, чтобы я сама искала клиентов его перспективному сайту, ловкий пиар-менеджер, который заказывал у меня статьи и сдавал их руководству под видом своих – и это отнюдь не все представители вида. 

Недобросовестных, непроплаченных, слитых и т.д. заказов – 1-10% от общего объема работ. Считайте это платой за возможность комфортно работать дома в своем режиме. И по мере возможностей постарайтесь себя защитить.

О недобросовестных изданиях, сайтах, редакторах и т.д. как правило идет дурная слава. Пробив фамилию заказчика и название фирмы в Интернете, вы можете убедиться – не точит ли на них зуб целая банда обманутых журналистов. Если есть знакомые в издании – поинтересуйтесь, что говорят про такого-то редактора и все ли в порядке у него с авторами. В жж-сообществе «папарацци кинул» время от времени появляются имена героев – их тоже можно брать на карандаш.

Если вам предлагают сдать не одну статью в тестовом режиме, а, скажем, 10, выполнить большой объем работы без предоплаты, «постажироваться» чтобы впоследствии начать получать зарплату, заплатить деньги за публикацию в престижном месте, оплатить расходы по пристройству ваших текстов или вас лично – отказывайтесь от сотрудничества, даже не думая.

До тех пор, пока не выплачены деньги за предыдущий объем работ, не стоит брать следующие заказы у того же работодателя, особенно если это разовое, а не долгосрочное сотрудничество. Причем деньги требуйте в полном объеме, без ссылок на временные трудности.

Если работодатель элегантно обходит денежные вопросы, не предоставляет никаких документов и договоров на подпись, и при этом всячески эмоционально общается, хвалит, давит на совесть и жалуется на свою жестокую судьбу – подумайте, нужно ли вам это сотрудничество.

Если работодатель непунктуален, противоречит сам себе, меняет правила по ходу работы, обещает одно, а делает другое, выплачивает не те суммы, которые обещал – рано или поздно с ним начнутся проблемы. Сотрудничать теоретически можно, рассчитывать на полный объем своевременных выплат – нет. 

Лучше работать с «проверенными» редакторами, которых вам рекомендуют знакомые и коллеги, а в сложных случаях опираться на интуицию – нравится ли вам потенциальный работодатель, интересно ли его предложение, есть ли за что держаться и какой полезный опыт получить или нет. 

Но, как уже было написано выше, скорей всего вас не кинут – добросовестных заказчиков на порядок больше чем жуликов. Поэтому разборки по поводу задержки денег, выхода статей и т.д. следует начинать, исходя из того, что произошло какое-то недоразумение. Редактор заболел, замотался, уехал в отпуск, в бухгалтерии ошиблись с платежками – вариантов масса. А вы, скромный и доброжелательный райтер, кротко интересуетесь – в чем проблема, какова судьба ваших текстов и когда вам выплатят гонорар. Убедитесь, что ваше письмо дошло, поставьте на него подтверждение доставки и подтверждение прочтения. Или звоните по телефону.

Дальше заказчик может дать вам вменяемые объяснения, объяснить, что текст сняли, где-то произошла ошибка или без денег оставили всю редакцию. Что поделать – бывает, решаем проблемы по мере поступления. Может молчать, как партизан, не брать трубку, увиливать, клясться мамой и рассказывать о своих неприятностях – в этом случае имеет смысл обратиться к непосредственному начальству заказчика: в курсе ли оно, как поступает их сотрудник. Или подождать ещё некоторое время – два раза на моей памяти заказчики аргументировали задержку в работе и оплате болезнью близких, при этом один раз бесстыже врали, а другой – выхаживали больную маму в глухой провинции.

Если в течение месяца переговоры к успеху не привели – посылаете и заказчику и его руководству финальное письмо, в котором сообщаете о намерении огласить ситуацию в тематических сообществах. И оглашаете. Голые факты, желательно со ссылками на опубликованные материалы, никаких оценок и обвинений. Это крайняя мера – легко прослыть склочником, испортить себе репутацию и оттолкнуть потенциальных заказчиков. Как правило, заказчики или их руководство предпочтут заплатить, нежели «болтаться на доске почета». Или постараются обвинить в нечистоплотности, несоблюдении сроков, непрофессионализме и прочая вас же – будьте готовы к долгой некрасивой дискуссии. Возможно, проще плюнуть и поискать новый заказ. 

Обращаться в суд как правило бесполезно – отдельным везунчикам удавалось что-то выцарапать из крупных изданий, но время и силы, потраченные на процесс, можно использовать с куда большей пользой – например на работу. 

Вообще отношения с редакторами лучше поддерживать доброжелательные, оставлять о себе хорошую память, даже если сотрудничество прервалось. Если вас запомнили как грамотного и вменяемого райтера, вам могут предложить заказы и спустя несколько лет.

В общем, это все, что я могу посоветовать. Текст написан как ответ на все просьбы и вопросы «а научите, как зарабатывать статьями». Примерно так – по крайней мере, у меня получилось, значит и у вас скорей всего тоже выйдет. Удачи в этом непростом деле!

Интервью на проекте InJournal опубликовано с согласия Вероники Батхан.