Айзек Азимов
(02.01.1920 - 06.04.1992)
Родоначальник американской фантастики и известный ученый Айзек Азимов родился в России, в городке Петровичи, в 90 километрах от Смоленска. При рождении его назвали Исааком. В 1923 году семья Азимовых эмигрировала в США, где отец Исаака приобрел в Нью-Йорке кондитерскую лавку, а через пять лет получил американское гражданство. Так Азимовы стали американцами, а Исаак Айзеком.
В 1939 году он закончил Колумбийский университет в Нью-Йорке по специальности химия и остался работать на кафедре, а через два года получил степень магистра.
Во время Второй мировой войны Азимов работал химиком в Экспериментальном центре морской авиации военно-морского флота США. После окончания войны он вернулся в Колумбийский университет и защитил докторскую диссертацию по биохимии. В 1949 году он стал доцентом кафедры биохимии Бостонского университета и начал вести активную преподавательскую работу, а в 1955 году получил там же профессорскую должность. Практически всю свою жизнь Азимов проработал на одном месте, занимаясь наукой и одновременно писательской деятельностью. Только в 1958 году, почти через двадцать лет после своего литературного дебюта, он решил полностью посвятить себя литературе.
Заниматься литературным творчеством Азимов начал еще в 1938 году, когда ему исполнилось восемнадцать лет. Его рассказы заинтересовали известный научно-фантастический журнал «Эмейзинг сториз», где в 1939 году появилась первая повесть Азимова «Брошенные на Весте». Издатели были благосклонны к начинающему писателю: он регулярно посылал свои рассказы в разные журналы, и они почти все принимались. Правда, в те годы Азимов еще уступал другим писателям-фантастам, но особенно этим не огорчался. Ведь тогда он писал только в свободное от научных занятий время и считал свои литературные опыты чем-то вроде хобби. Он больше ощущал себя ученым, нежели писателем, и действительно, в науке Азимов достиг очень высокого уровня, став обладателем 14 почетных ученых степеней.
Однако уже с 1940 года его имя прочно вошло в число классиков мировой фантастики. Именно в те годы он опубликовал свой первый рассказ из цикла рассказов о роботах «Странный приятель» (другое название – «Роби»), Азимов посвятил продолжению этого цикла пятьдесят лет и завершил его такими известными произведениями, как «Все о роботах» (1982), «Сны роботов» (1986) и «Видения роботов» (1990).
Во всех своих рассказах о роботах он проводил мысль о том, что робот не должен поднимать руку на своего создателя, то есть обладать «франкенштейновским комплексом». Одновременно писатель задумывался над тем, полезен ли технический прогресс для человечества и не приведет ли он к тому, что человек превратится в слишком зависимое и безвольное существо, как это случилось с некоторыми героями его произведений.
Азимов в своих произведениях удачно совмещал жанр детектива и фантастики. Так, в романе «Дуновение смерти» он не только мастерски раскрывает преступление, но и вводит непосвященного читателя в мир химии. Он даже придумал образ сыщика Д. Уэрта, который присутствует в его рассказах «Поющий колокольчик» (1955), «Ночь, которая умирает» (1956), «Ключ» и некоторых других. Позже автор объединил эти произведения в сборник «Загадки Азимова».
Фантаст обладал еще одним даром – юмориста. Его перу принадлежат несколько юмористических книг.
В своих произведениях Азимов одним из первых попытался смоделировать те правовые отношения, которые будут определять поведение людей будущего. Он сосредоточился в основном на психологических и нравственных аспектах бытия, поэтому современный читатель вполне может простить автору отдельные технические неточности. Ведь многие произведения Азимов создал до полетов человека в космос.
Вместе с тем писатель предсказал целый ряд открытий: появление карманных компьютеров, выход человека в открытый космос, работу роботов на производственном конвейере. Он даже поставил проблему психологической совместимости людей во время длительных космических полетов.
Азимов прекрасно знал историю и удачно использовал в своем творчестве исторические мотивы. Так, в качестве основы для своей трилогии об эволюции Галактической федерации: «Основание», «Основание и Империя», «Второе Основание» (в другом варианте – «Установление», «Установление и империя» и «Второе установление») – он использовал труд английского историка Э. Гибсона «История упадка и разрушения Римской империи». Свое произведение Азимов писал почти десять лет (последний том вышел в 1953 году). Пятидесятые годы в творчестве Азимова считаются самыми плодотворными. Он пишет о путешествиях во времени, об элитарно-технократическом государстве, о планетарной инженерии, новых формах энергии, проблемах общения разных форм разума. Писатель создает и цикл рассказов для детей о приключениях астронавта Счастливчика.
Уже почти на исходе жизни вместе с женой Джанет он пишет серию книг о роботе Норби.
С конца пятидесятых годов Азимов много занимается популяризацией науки. Он создает многотомную «Энциклопедию интеллигентного человека», которая охватывает широчайший материал – от космологии, кибернетики, химии до истории, философии и комментариев к Шекспиру. Остроумны и изящны по слогу его комментарии к Библии.
В 1965 году Азимов был удостоен специальной премии «Хьюго-65» за лучшую фантастику всех времен. Его стали называть «королем научной фантастики».
О потрясающей работоспособности Азимова ходили легенды. На начало января 1990 года, когда ему исполнилось 70 лет, он был автором или редактором 445 книг, еще два десятка книг готовилось к печати. Трудно назвать хотя бы одну область знаний, в которой бы он не проявил себя. Азимов писал не только художественные произведения, у него есть множество трудов научного характера: «Жизнь и энергия» (1962), «Биографическая энциклопедия науки и техники» (1964), книга по эволюционной теории «Источники жизни» (I960), «Человеческое тело» (1963), «Вселенная» (1966) и другие.
Кроме исследований в области точных наук – физики, кибернетики, астрономии, математики – он не менее увлеченно писал статьи и в области гуманитарных знаний – биологии, географии, философии. Азимов даже разработал своеобразную «памятку» для начинающих фантастов. Для будущих же исследователей своего творчества он выпустил двухтомную автобиографию общим объемом 1600 страниц.
Среди многочисленных наград Азимова стоит отметить титул «Великий мастер», который ему присудила Ассоциация американских писателей-фантастов.