Джозуэ Кардуччи
(27.07.1835 - 16.02.1907)
Родился 27 июля 1835 в Валь-ди-Кастелло, на северо-западе Тосканы. Старший ребенок Микеле Кардуччи, врача, карбонария (члена тайной революционной организации, ставившей целью освобождение и объединение Италии и установление в ней демократической республики). Из-за политических убеждений отца и его неуживчивого нрава сьмья часто переезжала с места на место, и до 1848 сын получал домашнее образование.
В 1848 переехали во Флоренцию, где Кардуччи начинает учиться в средней школе, находящейся под покровительством религиозного ордена пиаристов. Увлекался классикой, особенно любил итальянского писателя 19 в. Алессандро Мандзони, зачитывался Байроном и Шиллером. Начал писать первые стихи на исторические темы, перевел 9-ю песнь Илиады Гомера, сочинял сатирические стихи на одноклассников и учителей.
В 1851 отец Кардуччи, вернувшийся в лоно католической церкви, получил чин офицера медицинской службы в Челли, небольшом городке. Провинциальная атмосфера не способствовала развитию талантов его сына, который, правда, продолжает писать – под влиянием отца сочиняет оды св. Елизавете и Иоанну Крестителю.
В 1853 добился стипендии для обучения в престижной Пизанской высшей школе, однако примерно через год ее рамки показались ему тесны – программы представлялись устаревшими, а преподавание – чрезмерно педантичным. Зато в Пизанской школе Кардуччи обретает друзей и единомышленников – членов Литературного кружка, среди которых был историк Эрколе Скарамуччи. Когда тот умер, Кардуччи, кстати, произнес речь, в которой идеи объединения Италии назвал «скорбными и бесплодными грезами»: его взгляды не раз менялись на протяжении жизни.
В 1854 отец Кардуччи был обвинен в «оскорблении действием» (он нагрубил мэру Челли), вследствие чего лишился своего престижного поста и был вынужден довольствоваться работой простым хирургом с мизерным жалованьем. Кардуччи-младший пытается заработать на жизнь литературным трудом. Он составляет сборник Народная арфа. Антология религиозных, нравственных и патриотических стихотворений итальянских поэтов. (1855)
Пишет статьи для журнала «Приложение», которое издавал его друг Пьетро Туар. Становится одним из лидеров объединившихся вокруг журнала авторов, считавших своим долгом защищать итальянскую поэзию от того, что они называли «тлетворным влиянием романтизма».
После окончания Пизанской школы работал преподавателем гимназии городка Ман-Миньято-аль-Тедеско. Однако его горячий нрав, видно, унаследованный от отца, и сменивший религиозные настроения антиклерикализм сослужили ему недобрую службу, помешав занять место преподавателя в Ареццо. После этого переезжает во Флоренцию. В 1857 выходит первый сборник его стихов Рифмы, в 1889 переизданный под иным названием – Юношеские стихи. Они традиционны по форме – в основном баллады, сонеты, насыщены патриотической символикой, тяготеют к строгим нормам классицизма, чужды экзальтации и многословия.
18571858-е стали для Кардуччи испытанием: он был стеснен в средствах, а две смерти – покончил с собой его брат, а годом позже умер отец – довершили мрачную картину. Зато уже в 1859 судьба ему улыбнулась и жизнь стала налаживаться. Кардуччи женился, через год получил место преподавателя греческого языка на факультете высшей школы в Пистойе, еще через несколько месяцев стал профессором итальянской литературы в Болонском университете, где и проработал почти всю оставшуюся жизнь, имея возможность содержать семью – жену, сына, трех дочерей…
В начале 1860-х активно участвовал в республиканском движении, из-за чего в 1863 ненадолго лишился работы в университете и чуть не потерял кафедру.
В 1865 пишет едва ли не самую свою скандальную поэму К сатане, для которой характерны пантеистические и антиклерикальные настроения, воспевание силы человеческого разума и воли в противовес христианским догматам покаяния и смирения. Спустя год был избран членом парламента от республиканской партии, но по ряду причин политическое поприще не стало определяющим в его жизни.
В 1878 издает первый из трех томов Варварских од (18781889), в которых пытается уловить дух античности, подражая ритмическим структурам греческой и латинской поэзии. Вкупе с более лирическими Новыми стихами эти сочинения считаются лучшими, наиболее совершенными в его творчестве. Известны и другие сборники его стихов: Легкое и серьезное (18611871), Ямбы и эподы (18671879), Рифмы и ритмы (1899). По мнению критиков, Кардуччи неизменно стремился избегать романтической высокопарности, выдерживал свои произведения в строгом классическом стиле и смотрел на человеческую жизнь несколько отчужденно.
Поэтическое наследие Кардуччи относительно невелико. Из тридцатитомного собрания его сочинений стихи занимают четыре тома. Остальное – монографии, статьи, эссе научного и полемического характера: от литературы до политики. В последние годы жизни славился как блестящий оратор, почитался как национальный поэт. В 1890 стал сенатором, отчасти благодаря литературным заслугам, отчасти в силу того, что на закате дней вновь поменял свои убеждения, став приверженцем монархии и поддерживая экспансию Италии в Африке.
Нобелевская премия в 1906 была ему вручена «не только за глубокие знания и критический ум, но прежде всего за творческую энергию, свежесть стиля и лирическую силу, столь характерную для его поэтических шедевров». С.Д.Вирсен, член Шведской академии наук, соотнес творчество Кардуччи с историей Италии второй половины XIX в. По его мнению, «язычество» писателя – это «реакция на издержки католичества», а сам Кардуччи – «это образованный историк-литератор, вскормленный античной литературой, а также Данте и Петраркой»…, «поэт, движимый идеалами патриотизма и свободолюбия…»
Через год после получения премии, в 1907 Кардуччи умер. В истории литературы его имя и творчество тесно связано с Рисорджименто – движением за политическое объединение Италии в XIX века.