Уильям Джералд Голдинг
(19.09.1911 - 19.06.1993)
Уильям Джеральд Голдинг родился 19 сентября 1911 году в деревне Сент-Колам-Майнер графства Корнуолл в семье школьного учителя.
После окончания мальборской средней школы и двух курсов Оксфордського университета перешел на английскую филологию и еще студентом выпустил книжку стихов.
Как и отец, Голдинг работал учителем, во времена войны служил на флоте. Войну закончил командиром ракетоносца, принимал участие в открытии второго фронта.
Первые четыре романа издать не смог, пятый – "Повелитель мух" – после отказов двадцати издательств появился в 1954 г. и сразу же стал бестселлером.
Это произведение переведено на десятки языков и вышло тиражом свыше 20 млн. экземпляров, неоднократно экранизировано. Роман-притча о деградации группы подростков из богатых семей аллюзорно связан с регрессивным ходом цивилизации. Воспитанные, добропорядочные ребята превращаются в дикарей, они убивают товарищей, приносят человеческие жертвы. В другом плане "человеческую природу" У.
Голдинг исследовал в романе "Наследники" (1955 г.). Автор описывал зверское уничтожение неандертальцев их потомками, более умными за них, но и более жестокими. Следующее произведение "Воришка Мартин" (1956 г.) также пронизано идеей борьбы за выживание. Весь роман – история морского офицера Кристофера Мартина. Но это не реальная жизнь, а просто видение в мыслях героя. Полемическим относительно повести А. Камю "Падение" стал роман В. Голдинга "Свободное падение" (1959 г.). В нем он отстаивает мысль, что человек ответствен за свои моральные, политические поступки, ведь в мире все взаимосвязано. О строительстве высотного шпиля над храмом в XIV ст. рассказывает роман Голдинга "Шпиль" (1964 г.).
За Голдингом, человеческая жизнь – это общественная трагедия, которая состоит, собственно, из трагедии непонимания (контакт между людьми, как и между цивилизациями, невозможен) и трагедии расщепления личности, двойственности мышления... Общество, основанное на началах рационализма, неразумно". Иллюзии всегда развеиваются – даже иллюзия любви – об этом роман "Пирамида" (1967 г.).
"Зримая тьма" (1979 г.) – пессимистический сказ о современной Англии, без присущих Голдингу иллюзий и "лабораторных" ситуаций. Это жестокое произведение о технократическом и сытом обществе, пронизанном терроризмом. Автор делает ударение на социальной мотивированности деградации личности в таком мире.
В форме дорожного дневника английского аристократа прошлого столетия написан роман "Ритуал на море" (1980 г.). Корабль – символ современного общества: он плывет буквально наугад (приборы неточные), капитан судна – тиран, который терроризирует священника. Снова возникает тема рационального мира, где люди потеряли нравственность и религиозность. Этот роман начал трилогию "На край света", к которой позже добавились произведения "В непосредственной близости" (1987 г.) и "Огонь внизу" (1989 г.), которые стали последними в творчестве писателя.
В 1983 г. Уильяму Голдингу была присуждена Нобелевская премия "за ясность реалистического рисунка и универсальность мифа в произведениях, которые объясняют существование человека в современном мире". Сам У. Голдинг в выступлении возразил, что он безнадежный пессимист, заметив, что он "универсальный пессимист, но космический оптимист". Он сказал (как и в романах), что мир, которым правит наука, добрым никогда не будет. "Нужно больше любви, больше человечности, больше заботы".
В следующем году после получения премии вышел романУ. Голдинга "Бумажные людишки". Впервые в центре произведения писатель – уже пожилой англичанин Вилфрид Барклей. Это роман-исповедь, где самоанализ связан с самокритикой вплоть до сарказма. "Бумажные людишки" – это торговцы словами. И образ профессора-литературоведа Рика Такера, который пишет книгу о Барклее, также "продукт" общества. Его критика – такой же бизнес, как и книги писателя. Он хочет написать морализаторскую биографию для юношества. Но нашел любовное письмо, которое привело Барклея к разрыву с женой и многолетних странствованиям по миру. После посещения сицилийской церкви к Барклею приходит "духовное просветление".
Но со временем он снова разозлился на всех и принудил критика лакать вино, как собаку, с тарелки. После потасовки Барклей пишет автобиографию. Когда он дописывал последние страницы, прозвучал выстрел Такера. Такое короткое содержание произведения, где тотальное разочарование Голдинга в людях достигло апогея, а само произведение можно назвать "антибиографией антиписателя". Отзывы об этом произведении были разнообразнейшие, – вплоть до полярных. Кое-кто видел автопортрет самого Голдинга, кое-кто самопародию, были утверждения, что это вообще пародия на всю литературу или на засилие в ней произведений о писателях.
У. Голдинг говорил, что не понимает, для чего писать книги, которые похожи друг на друга. И хоть, как вы заметили, одна проблема пронизывает его творчество, в каждом произведении он другой. Проблема эта – философско-религиозная: тяготение людской природы к злу, открытость к нему, несоответствие между прогрессом и моралью, дуалистический конфликт духа и плоти, необходимость понимания и познания человеком "темных" сторон своей психики.
За год до присуждению Нобелевской премии Голдинг опубликовал сборник статей "Передвижная мишень". Этой "мишенью", которая четко не определена во времени и пространстве, и был в какой-то мере сам автор романов. Он действительно непостоянный и потому неудобный для критического обстрела. Но основной своей теме – "тьме мира" и "тьме сердца человеческого" – автор остался верным. В книге английского исследователя Д. Кромптона "Вид со "Шпиля"" лишь подчеркнуто, что суровую выверенность первых философских притч разбавляла со временем психологически-морализаторская проза, анализ острых социальных конфликтов сменялся анализом этических проблем существования личности, расширилось поле туманного богоискательства.
Но У. Голдинг всегда был автором, который понимал слабость демократии и слабость каждого отдельного человека. Иногда его утверждения максималистские: "Каждый мог быть нацистом", или "Зла в человеке больше, чем можно объяснить". А вот его афоризм о том, что в нашей жизни что-то не так, даже если извне все кажется нормальным, стал классическим. Его следует запомнить: "Один из наших недостатков – верить, что зло лежит где-то в другом месте и присущее другой нации... Я знаю, почему так произошло в Германии. Я знаю, это могло случиться в любой стране".
Умер У. Голдинг 19 июня 1993 г. в Лондоне.