Джованни Баттиста Гуарини
(10.12.1538 - 07.10.1612)
Родом из знатной феррарской семьи; был потомком знаменитого гуманиста XV века Гуарино. Образование получил в падуанском университете; вернувшись в Феррару, занял кафедру риторики в местном Атенее и стал писать стихи. Как один из самых блестящих представителей искусства был привлечен ко двору д’Эсте; долгое время занимал придворные должности и исполнял поручения герцога. Позднее служил у великого герцога Тосканы и у герцога Урбинского. Г. писал много. От него остались лирические стихотворения, комедия "La idropica" (Больная водянкой), огромное количество писем, посвященных разным вопросам искусства и культуры, трактат "Compendio della poesia tragicomica" (Учебник теории трагикомической поэзии). Но слава его основана на драматической пасторали "Pastor Fido" (Верный пастух), "пастушеской трагикомедии", как он сам ее называл. Цель, поставленная себе Г., – написать произведение, не уступающее "Аминте" Тассо, – была достигнута: и у современников и у потомства "Pastor Fido" имел огромный успех наравне с "Аминтой". Между 1590 и 1830 вышло не меньше 170 изданий пьесы; в переводах она была напечатана 50 раз по-французски, 18 – по-немецки, 15 – по-английски, 9 – по-голландски и пять раз по-испански и по-гречески. Кроме того она вызвала множество подражаний. Этим пьеса обязана действительно большим лит-ым достоинствам и еще больше тому, что она очень хорошо отвечала запросам своего времени и того общества, для к-рого ее писал Г. Итальянской лит-ре и раньше была известна "L’egloga rappresentativa" (Инсценированная эклога), кустарно изготовлявшаяся малообразованными придворными для постановки на празднествах; была также известна "La commedia pastorale" (Пасторальная комедия), возникшая в кругах средней и мелкой буржуазии; Г. вслед за Тассо приспособил драматизированную пастораль к изысканному вкусу аристократического общества, получившего вновь силу и влияние благодаря наступившей в Италии феодальной реакции. Тонкая внешняя отделка и изящная сентиментальность сюжета, красивые, но очень далекие от жизни, не претендующие на реальность фигуры пастушков и пастушек, словом – стилизация для придворных нужд одного уголка крестьянской жизни – таким только и могло быть изображение народного быта, котрое нравилось аристократическому обществу эпохи феодальной реакции.

Источник: Лит. энциклопедия. — 1929-1939, автор Алексей Дживелегов