Абдуррахман Нураддин ибн Ахмад Джами
(07.11.1414 - 09.11.1492)
Родился в семье влиятельного духовного лица. Получив образование в Герате и Самарканде, Джами отказался от придворной карьеры и примкнул к суфийскому ордену "накшбандийе", привлекшему поэта своими призывами к деятельному добру. В 1456 наследовал тестю в должности гератского главы ордена. К раннему периоду творчества Джами относятся прозаические суфийские трактаты, 1-я часть (1472) поэмы "Золотая цепь" (своего рода энциклопедия накшбандизма), а также такие светские произведения, как трактаты о рифме и метрике, руководство по составлению стихотворных ребусов (му'амма) – труднейшему искусству, получившему широкое распространение в 15 в.
Приход к власти (1468) Султан-Хусейна Байкары, визиром которого был ученик и покровитель Джами Алишер Навои, значительно укрепил положение Джами Период расцвета его литературной деятельности, наступивший после 1474, открывается религиозно-философскими касыдами "Море тайн" (1475) и "Сияние духа", в которых Джами осуждает рационализм Ибн Сины, и сборником биографий суфийских святых "Дуновения дружбы из обители святости" (14761478). В 14801487 Джами завершает цикл поэм "Семь корон" ("Созвездие Большой Медведицы"). В вошедших в него поэмах "Саламан и Абсаль", "Юсуф и Зулейха" и "Лейли и Меджнун" поэт использует классический жанр любовной повести для изложения суфийского учения о преодолении плотской любви на пути к истинной, т. е. божественной, любви. Поэма "Дар благородным" (14811482) включает 20 притч, содержащих обличение произвола властей и лицемерия духовенства. Поэмы "Чётки праведников" (14821483) и "Золотая цепь" (ч. 2–3, 14851486) примечательны разоблачением шарлатанства в суфизме и призывами к мудрому и гуманному управлению страной. Заключает цикл "Книга мудрости Искандара" (14861487) – поэтический ответ на "Искандар-наме" Низами.
Последние годы жизни Джами ознаменованы созданием "Бахаристана" (1487), трёх лирических диванов (14791491) и "Трактата о музыке". Задуманный как ответ на "Гулистан" Саади "Бахаристан" состоит из прозаических рассказов-анекдотов, перемежаемых стихотворными вставками, и являет собой морально-этический кодекс, каким он должен быть по представлениям Джами
Проникнутое высокими этическими идеалами гуманистическое творчество Джами оказало огромное влияние на развитие как персоязычной литературы, так и многих др. литератур мусульманского мира.
А. Н. Болдырев, Большая Советская Энциклопедия 19691978