Пабло Неруда
(12.07.1904 - 23.09.1973)
Чилийский поэт Пабло Неруда (настоящее имя Нефтали Рикардо Рейсе Басуальто) родился 12 июля 1904 г. в городке Парраль в центре Чили в семье железнодорожного служащего. Писать стихи начал очень рано. Наставницей и директором в лицее у него была известная поэтесса Габриэла Мистраль, и после ее отъезда он рос одиноким и замкнутым. "Я поэт, рожденный войной и городом, машиной и жильем, любовью и вином, смертью и свободой. Но я также и поэт, рожденный густыми лесами, о которых я вспоминаю теперь особенно сильно. Я начал писать, движимый потребностью моего естества, и моим первым контактом с величием мира были сны на мхах и листьях", – говорил пятидесятилетний Пабло Неруда. В 1920 г. после окончания средней школы печатал стихи в журнале под псевдонимом Пабло Неруда (в честь выдающегося чешского поэта Яна Неруды). Студентом университета Сантьяго он был недолго, литературная работа его пленила полностью. В 1921 г. он написал поэму "Праздничная песня", за которую ему была присуждена первая премия на студенческом конкурсе. За свои средства Пабло Неруда издал книгу стихов "Сумеречное" (1923), где подтвердил тяготение к символистской поэтике Р. Дарио. Главная идея – осознание своей разобщенности с миром, болезненное переживание этого и старание возобновить утраченную гармонию. В следующем сборнике "Двадцать стихотворений о любви и одна песня отчаяния" (1924) поэт старался самоутвердиться через наивысшую, как ему казалось, форму духовной активности, любовь. Это одна из лучших книг любовной лирики того времени. И хотя любовь в сборнике – фатальна, несет в себе предпосылки трагичности, нет впечатления безысходности. Сам Неруда говорил: "Я люблю эту книжку – несмотря на всю ее острую меланхолию, в ней есть радость бытия". Следующая книга "Попытка бесконечного человека" (1926) близка за образами к сюрреализму. В 1927 г. Пабло Неруда как известный поэт был направлен консулом и пять лет находился в Бирме, на Цейлоне, в Индии и Японии, других странах Азии. Тогда же он написал первый том книги стихов " Местожительство – Земля" (1933, в дополненном виде – 1935). Это глубоко субъективная и пессимистическая книга. И все же в ней ощутима боль за человека, гневный протест против нечеловеческих форм жизни, страстное, неутомимое стремление к познанию. В Мадрид Пабло Неруда прибыл консулом в 1934 г., здесь подружился с Ф. Гарсиа Лоркой и Р. Альберти. Здесь вышел и второй том стихов "Местожительство – Земля", и самый большой успех был в книги "Испания в сердце" (1937), которую читали даже в окопах. Отозванный из Испании (1937), он до 1944 г. работал консулом в Мехико, восхищался марксизмом, написал "Песню любви Сталинграду", а после разгрома фашистов – "Новую песню любви Сталинграду". Тогда же Неруда вступил в компартию. По возвращении в Чили он был избран в сенат. Увидев, что Президент Видела, которого он поддерживал на выборах, проводит антисоветскую политику, Пабло Неруда назвал его предателем, "зловещим вампиром американского неба". Поэта назвали государственным преступником, и спустя некоторое время пребывания в подполье он сбежал в Мексику. Именно здесь Пабло Неруда дописал "Всеобщую песнь" – монументальное произведение, которое составлялось с 340 стихов с иллюстрациями мексиканских художников Д. Риверы и Д. Сикейроса. Каждая строка произведения несет на себе отражение живого общения с реальным, сегодняшним миром. К чему бы не обращался Неруда – к политическим событиям или пейзажам, давним временам или современным, своего человеческого "я" или истории цивилизации, национальной героики или европейской дипломатии – его поэтическое видение мира определяется активным взаимодействием с действительностью, с ее злободневными проблемами. Смягчение законов в Чили дало возможность Пабло Неруде возвратиться на родину. К своему пятидесятилетию он издал первую книгу цикла "Оды изначальным вещам". Вторая вышла через год, третья – 1957 г. "Я хотел воспеть все воспетое, чтобы оно зажило новой жизнью, – сознался Неруда. – Я считал обязанностью поэта очистить повседневные вещи, накрыть новой скатертью стол, приготовленный для всех". Действительно, эти "Оды..." изображали мир в звуках и красках, доступных лишь поэзии. В 1971 г. Пабло Неруда был удостоен Нобелевской премии "за поэзию, которая со сверхъестественной силой воплотила в себе душу и судьбу целого континента". В своей Нобелевской лекции Пабло Неруда говорил: "Не существует неприступной одинокости. Все пути ведут к одному: к общению взаимному и глубокому. Необходимо преодолеть одиночество, тяжесть характера, некоммуникабельность и тишину, чтобы достичь того магического края, где мы сможем танцевать простенькие танцы и петь печальные песни, потому что именно в этих танцах и в этих песнях сосредоточены древнейшие обряды, которые формировали наше сознание, наше осознание себя человеческим существом, нашу веру в общее назначение". Пабло Неруда был также лауреатом Международной премии Мира (1950). Умер поэт 23 сентября 1973 г., через 12 дней после свержения коммунистической власти, гибели президента Сальвадора Альенде и прихода к власти в Чили Аугусто Пиночета; похоронен в Сантьяго. Умер Поэт, который "прожил жизнь, сотканную из всех жизней", автор 40 поэтических книг, настолько не похожих друг на друга, что его называли "целым поэтическим цехом", и который так выразил душу латиноамериканских народов, что достиг вершин поэзии испанского барокко". В феврале 2013 года чилийский суд постановил произвести эксгумацию останков Пабло Неруды, умершего в сентябре 1973 года почти сразу после военного переворота в южноамериканской стране, по официальной версии, от последствий рака простаты. Как заявляют представители фонда имени Неруды, эксгумация его останков позволит поставить точку в сомнениях относительно причин смерти. Дело в том, что ряд экспертов считают, что истинной причиной смерти Неруды могло стать умышленное убийство в госпитале, где он тогда находился. Расследование обстоятельств кончины лауреата Нобелевской премии по литературе началось в прошлом году по запросу Компартии Чили, к которой принадлежал поэт. Тогда бывший шофер Неруды заявил, что на самом деле тот умер в результате отравления агентами диктатуры Аугусто Пиночета. При этом сам Фонд имени Неруды не верит в эту версию его гибели и считает, что поэт умер в результате болезни.