Поль Элюар
(14.12.1895 - 18.11.1952)
В 1919 примкнул к дадаизму. В сборниках "Животные и их люди, люди и их животные" (1920) и "Примеры" (1921) немало загадочных, заумных стихов. В конце 1924 вкупе с А. Бретоном, Л. Арагоном и др. возглавил группу сюрреалистов; не целиком разделяя их платформу, примыкал к сюрреалистам до 1938. Творчество Элюара всё больше наполнялось демократическим содержанием, ему был во многом чужд сюрреалистский "бунт" супротив разума, языка, культурного наследия. В интимной и философской лирике 20-30-х гг. (сб-ки "Град скорби", 1926; "Сама жизнь", 1932, и др.) Элюар стремится осмыслить действительность в духе утопические мечты о всесильном человеке-чудотворце. В 1936 выступил супротив франкистского мятежа в Испании. В 1939 мобилизован; вернувшись в оккупированный Париж, писал патриотические вирши (сб. "Открытая книжка I, 19381940", 1940; "На нижних склонах", 1942; "Открытая книжка II", 1942). Вступив в компартию, активно работал в подпольной печати.
Стихотворение "Свобода" из книги Элюара "Поэзия и истина 1942 года" (1942) стало поэтическим знаменем Сопротивления. В сборниках "Лицом к лицу с немцами" (1942-45) и "Достойные жить" (1944) гражданская лирика неотделима от лирики любовной. После войны Элюар участвовал в движении борцов за мир. В сборниках "Посвящение" (1950), "Смочь всё сказать" и "Феникс" (оба 1951) развиваются темы любви, братства, утверждается гражданская точка зрения поэта.
В 1951 совместно с П. Пикассо выпустил сборник "Лик всеобщего мира". Дважды (1950 и 1952) приезжал в СССР. Международная премия Мира (1953).