InJournal.ru: найди свой журнал в море прессы
Пятница, 23 июня 2017 года    
Скоробогатов Андрей (Екатеринбург, Россия), писатель.
Сайт: http://avskor.my1.ru
LiveJournal: [info]avs_silvester
Один из старейших журналов в стране, публикующих фантастику, до сих пор старается не ударить в грязь лицом. Большую часть портфеля соответствующего раздела составляют рассказы, присланные в Сборник семинара литературной фантастики при фестивале «Аэлита», но не прошедшие в него (сейчас правда, ситуация со сборником изменилась, и число таких рассказов уменьшилось). Также ежегодно в журнале публикуются победители с Конкурса Короткого Рассказа, проходящего при фестивале – в последний раз, кажется, взяли аж восемь работ из «топа». Рассказы авторов «с улицы», тем не менее, также периодически попадают «в портфель», однако могут дожидаться очереди на публикацию достаточно долго. Уровень публикуемых работ традиционно высок, несмотря на отсутствие гонораров.

Раздел «Аэлита» в «УС» составляет всего 2 а.л., соответственно, максимальный объём произведения – 40-50 тыс. зн. За квартал редактору можно прислать на рассмотрение в сумме не более 4 а.л. О приёме и рассмотрении работ отвечают, как правило, регулярно, но если забыли или потеряли, можно напомнить письмом или через раздел на СИ. Общение с авторами вполне дружелюбное и демократичное, однако не любят кривого оформления присылаемых файлов – перед отсылкой надо смотреть правила приёма на СИ.

Разброс жанров весьма большой. Все работы раздела «Аэлита» условно разделены на четыре категории: «Законы вселенной» – твёрдая НФ и социальная фантастика, «Координаторы чудес» – гуманитарная фантастика и неклассическое фэнтези, «Повод для улыбки» – юмор и сатира, «Сумма технологий» – публицистические статьи. Редактор терпеть не может «серьёзное» классическое фэнтези, однако пару раз в журнале попадались юмористические рассказы с фэнтезийной основой. Хоррора не встречал, мистику иногда берут.

Помимо фантастики в журнале есть раздел краеведения, реалистичной прозы и поэзии.

Охотно берут социальную фантастику, особенно антиутопии, т.н. «мягкую» фантастику, философский фант-реализм и фантастические детективы. Встречаются и фэнтези, и киберпанк, и драматургия. Отсутствуют, пожалуй, только фанфики и хоррор. Многие обвиняют Бориса Натановича в странности вкусов, хотя, как мне кажется, хороший рассказ с удачной идеей и сюжетом в «Полдне» обязательно заметят. Поток присылаемых и отсеиваемых работ большой, однако, требования нельзя назвать сильно завышенными.

В номере, как правило, публикуется одна большая повесть на 2-3 а.л. и около шести-семи рассказов объёмом до 40 тыс.зн. Есть небольшой раздел публицистики, куда берут критические статьи, обзоры, разные эссе-мистификации. Редакторы демократичные, отвечают регулярно.

Эксклюзивные права на работы передаются издательству на три месяца, после чего рассказ можно публиковать в других журналах.

Набор фантастики в номер осуществляет Дэн Шорин, с ним, я думаю, посетители этого сайта знакомы и без меня :) К сожалению, раздел фантастики (по крайней мере, в номерах 2010-го года) достаточно небольшой, и очередь на публикацию весьма долгая. Зато главный редактор Алексей Караковский с удовольствием берёт критические и публицистические статьи, посвящённые музыке, литературе, другим видам искусства и культурным событиям. Номера, как правило, тематические — посвящены разным городам, наполнение весьма интересное. Редакция активно и очень неформально общается с авторами через сообщество в ЖЖ, проводит разные конкурсы и встречи с авторами-москвичами в кафешках. В общем, впечатление от журнала очень положительное, минусы – отсутствие гонораров и проблемы с доставкой авторских экземпляров. Поэзия, насколько я знаю, публикуется платно, в отличие от фантастики и публицистики.
Редакция «Литературного Башкортостана» в Уфе, печатается (якобы) в Нью-Йорке. Никто из живущих в Америке знакомых не видел журнал в бумажном варианте, несмотря на заявленный тираж в 12000 экземпляров. Есть мнение, что он печатается небольшим тиражом под заказ, специально для авторов, по технологии print-on-demand. Общение с главредом Ягудиным сначала показалось доброжелательным, хотя я уже тогда знал, что о нём ходят слухи как об, мягко скажем, «странной» личности. Через несколько месяцев неожиданно приходит ответ – ваш рассказ уже опубликован, вы можете выкупить авторские экземпляры или заказать их на E-bay'е. Спросил, сколько стоит экземпляр в редакции, ответили, что 20 долларов, и что я «уже включён в список рассылки, только деньги потом пришлите, а то я сейчас запутаюсь». Разумеется, приобретать журнал за такую сумму я не рискнул, и, судя по всему, правильно сделал – в декабре 2010 издание внезапно переименовалось в «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА, международный художественно-публицистический журнал», причём, обложки старых выпусков журнала на сайте издательства, включая мой, также поменяли название. Выводы делайте сами.
Попасть в журнал удалось только после личной встречи с Дмитрием Байкаловым на фестивале «Аэлита». Отдал ему распечатку статьи, через пару месяцев напомнил через ЖЖ, потом со мной связались, попросили сделать правку и прислали договор (попросили эксклюзивные права на статью на один месяц). Гонорар заплатили через систему Contact через месяц после выхода номера. Общение с редакцией нормальное, но стараются отвечать кратко и немного суховато. Рассказы с сетевых конкурсов (исключая те, в которых журнал объявлен как партнёр), даже если в сети «засвечено» только название, а не текст целиком, брать отказываются. С публицистикой другая ситуация, потому как журнал, как и большиство других изданий, по-видимому, испытывает нехватку хороших статей. Авторских экземпляров обычно не шлют.
Издание молодое, испытывает нехватку как качественной фантастической прозы, так и публицистики. Особых ограничений по жанрам, как и по объёму, нет – у меня взяли три миниатюрки, самая меньшая из которых едва дотягивает до тысячи знаков. Распространяется через файлообменники (ссылки выложены на сайте и в ЖЖ-сообществе). Примерная читательская аудитория – около 300-500 читателей, поэтому в качестве стартовой площадки для молодых авторов – самое то. Общение с авторами у Валерия Цуркана доброжелательное. Оформление pdf-номеров красочное, все художественные произведения иллюстрируются. В конце номера даётся справка об авторе с фотографией.
Участвую в отборах сборника уже шесть лет, из них последний год не только как автор, но и как координатор отбора и предноминатор. Система отбора достаточно демократична и прозрачна для авторов.

Приём произведений длился с июля по сентябрь. В 007-й сборник было прислано 228 произведений, которые после окончания приёма работ были разделены на три группы. Половину повестей (больше 3 а.л.) и произведения с заказанной платной рецензией (таких было около пятнадцати) рассматривал сразу Борис Долинго, остальные произведения были поделены пополам, и их вычитывали две группы из трёх предноминаторов каждая. После этого нами (организатором и предноминатором) был составлен "лонг-лист" примерно из пятидесяти работ, из которых Борис Долинго выбрал для публикации в сборник двадцатку произведений. В отборе в следующий, 008-й сборник, система почти не претерпела изменений, за тем лишь исключением, что платные рецензии были отменены, и было разрешено присылать до 3 произведений от автора.

Как правило, хороших работ, присылаемых в сборник, гораздо больше того объёма, который он может вместить (24 а.л.), поэтому остальным авторам обычно предлагается опубликовать рассказы в "Уральском следопыте". Вообще же, уровень работ, присылаемых в сборник, колебался от откровенно-графоманского, даже подросткового, до очень высокого. По ряду работ мнения предноминаторов не совпадали, и приходилось привлекать дополнительных "чтецов".

Главная же проблема сборника Аэлита – это не поиск талантливых авторов, а поиск средств на типографию. Уже третий год оргкомитет сталкивается с проблемой оплаты тиража из-за недостатка или несвоевременного перечисления спонсорских средств. Тут стоит искренне поблагодарить типографию "Уральского Рабочего", печатающую "в долг". Поэтому говорить о том, будет ли следующий сборник (008-й) бумажным или только электронным, до сих пор (декабрь), к сожалению, рано.

Условия приёма в сборник можно прочесть на сайте фестиваля – http://aelita81.ru/sbornikusl008.html или в разделе на СамИздате Мошкова – http://samlib.ru/a/alf/.


Полезные ссылки