Жан Батист Руссо
(06.04.1670 - 17.03.1741)
Сын зажиточного парижского ремесленника. Получил хорошее образование, был одно время близок к Буало и считал себя его учеником. Дебютировал в 1694 одноактной комедией «Le Café» (Кофейня), через два года была поставлена другая его комедия «Le flatteur» (Льстец), написанная в ложноклассическом духе. Одновременно писал стихотворные памфлеты и эпиграммы, гл. обр. против группы литераторов (Ламотт-Гудар, Сорен и др.), противников поэтики Буало (так наз. борьба «древних и новейших»). Это привело к обострению отношений Руссо с литературными кругами и завершилось обвинением его в клевете и изгнанием по постановлению Парижского парламента из Франции. В дальнейшем Руссо жил в Швейцарии, а затем в Брюсселе. В 1712, уже в изгнании, Руссо напечатал свой первый сборник «Œuvres diverses», куда вошли оды, кантаты, эпиграммы и т. п. Продолжатель традиции Малерба – Буало, Руссо – типичный представитель французского классицизма на его закате, старавшийся педантически сохранить принципы классицистического стиля во всей их чистоте и нетронутости. Основной жанр поэзии Руссо – ода. Тематика од Руссо типична для классицизма – восхваление «деяний» («К королю Великобритании»), Стихи «на случай» (на «Рождение герцога Бретонского»), традиционные философические рассуждения («К судьбе») и цикл подражаний псалмам. Строгая строфическая композиция, приподнятый стиль, изобилующий высокопарными метафорами, сравнениями и эпитетами, образы античной мифологии и истории придают одам Руссо характер абстрактно-торжественных песнопений. По своей идеологии Руссо – типичный выразитель верноподданических настроений придворно-дворянских кругов, чему не помешали его личные жизненные неудачи. Поэзия Руссо, в настоящее время совершенно забытая, до начала XIX в. считалась совершенным образцом классической лирики, и даже столь далекий от Руссо по своему общественному миросозерцанию М. Ж. Шенье называл его «великим поэтом».