Гарсиа Маркес родился
6 марта 1928 года в провинциальном колумбийском городке Аракатака вблизи реки Магдалены. Отец будущего писателя был телеграфистом, хорошим и чутким человеком. Среди главных факторов и жизненных обстоятельств, которые определили будущее мировоззрение и круг творческих интересов писателя, он впоследствии подчеркнет благотворительное влияние маминых родителей, в семье которых он воспитывался (его бабушка Транкилина знала множество невероятной истории и была непревзойденным пересказчиком; дедушка Николас, полковник, в отставке, ветеран гражданской войны
1899–
1903 годов – был мужественным и доброжелательным человеком), а также фантастическую атмосферу местности, где он жил, история и быт которой были овеяны многочисленными мифами и легендами.
Смерть деда в
1936 году изменила чудесный, временами фантастический, мир детства Гарсиа Маркеса: он переезжает из родной Аракатаки в город Сапакири, где учится в интернате. Именно здесь воспоминания детства и тоска за родительским домом побуждают мальчика взяться за перо – он начинает писать.
С
1946 года Гарсиа Маркес – студент юридического факультета в Боготе – столице Колумбии. Санта-Фе – где – Богота (полное название столицы) становится местом издания первого печатного произведения писателя: в 1947 году выходит первый рассказ, хотя автор еще не имеет четкой определенности относительно будущей литературной карьеры.
В
1948 году в связи со сложной политической ситуациею в столице, Гарсиа Маркес вынужден покинуть любимый город и переехать в Картахену. Здесь он еще некоторое время занимается юриспруденцией, но впоследствии переключается на журналистскую деятельность:
1950–
1954 годы – Гарсиа Маркес – репортер раздела хроники. С
1954 года он снова в Боготе уже как журналист.
Писатель давно мечтал побывать в Европе, и его мечта, наконец, осуществляется: как корреспондент газеты "Эль Эспектадор" Гарсиа Маркес работает сначала в Риме, а позже переезжает в Париж.
Первая литературная попытка Гарсиа Маркеса принадлежит периоду его учебы в интернате, где он пробует писать стихотворения и рассказы. Во второй раз юноша обращается к литературе с середины 40-х годов, совмещая свои творческие поиски с журналистикой. Впрочем, слишком серьезно к своим тогдашним занятиям литературой Гарсиа Маркес еще не относился, в шутку отмечая, что свои первые рассказы написал с целью развеять скепсис критика и романиста Саламеа Борди относительно способности молодого колумбийского поколения выдвинуть из своих рядов собственных писателей. Первая художественная публикация Гарсиа Маркеса действительно не была удачной. Это в первую очередь касается его повести "Опавшие листья" (
1951), в которой он изобразил вымышленный городок Макондо, которое напоминает реальный городок его детства Аракатаку. Это произведение было знаменательно еще и тем, что дало начало одной из ведущих тем всего последующего творчества писателя, а именно – тему одиночества, отчужденности человека, в мире. Последующая его писательская карьера испытывала как успехи, так и временные упадки. Один из его рассказов
1955 года "Как-то после субботы" получило национальную премию Колумбии. Писательская слава приходит к Гарсиа Маркесу в
1967 году, когда появляется его роман "Сто лет одиночества", который имел невероятный успех и был поставлен критиками по глубине идейного замысла и уровнем художественного совершенства в один ряд с сервантесовским "Дон Кихотом". В романе, навеянном биографической обидой детства, а также историческим контекстом жизни, страны, изображены шесть поколений рода Буендиа, – от его основания и до полного вырождения. Причиной этого вырождения становится замкнутость, изолированность от времени и проблемы, которой живут остальные люди. В более глубокой смысловой перспективе романа, вымирания рода Буендиа символично знаменует деградацию, духовный упадок человечества, которое все более индивидуализирует и уединяется, теряя то духовное единство, ту солидарность, которая выступает основным залогом выживания и развития. Именно в связи с романом Гарсиа Маркеса "Сто лет одиночества" в первый раз появляется и термин "магический реализм".
Еще одна магистральная тема творчества Гарсиа Маркеса – это проблема власти, ее философского и психологического обоснования и причины ее перерождения в неуправляемую законами и моралью деспотическую тиранию. Эта тема проходит через многие произведения писателя, из которых в первую очередь следуют назвать сборник "Необычная и грустная история о доверчивой Ерендире и ее жестокуй бабке" (
1972), роман "Генерал в лабиринте" (
1989) и особенно важный, по определению самого писателя, роман "Осень патриарха" (
1975).
Выдающийся взнос писателя в развитие латиноамериканской литературы XX века был отмечен в
1982 году Нобелевской премией: "За романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отображают жизнь и конфликты этого континента". Основной стилевой чертой произведений Гарсиа Маркеса является взаимопроникновение элементов реальности и фантастики, сочетания философских достижений современной латиноамериканской культуры, с мотивами и обидой индейской, негритянской и испанской мифологии, экспрессивный метафоризм, тяготение к символическим обобщениям и притчевой манере сказа, лаконизм и "снайперская точность вещания".