Гауптман родился в
1862 году в Оберзальцбрунне (ныне Щавно-Здруй, Польша) в Силезии в семье владельца фешенебельного отеля. Сначала Гауптман посещал сельскую школу, а затем гимназию в Бреслау (ныне Вроцлав), но учёба ему не давалась. Поэтому в
1878 году он бросает школу и отправляется к своему родственнику изучать фермерское дело. На ферме Гауптман оставался недолго, однако приобретённый там опыт оказался для него очень важным. В
1880 году Гауптман поступает в королевскую школу искусств в класс скульптуры. Однако уже через год его из этого учебного заведения исключили. На свадьбе своего брата он познакомился с сестрой невесты Марией Тинеман, обладавшей значительным состоянием. Вскоре они тайно обручились. Гауптман начинает учёбу в университете в Йене. Именно там он сблизился с Эрнстом Геккелем, который познакомил его с идеями Дарвина, в большой степени повлиявшего своими теориями на развитие реализма в европейских литературах. Бросив университет, Гауптман отправляется вместе со своим братом Карлом в путешествие по Испании и Италии. В
1883 году Гауптман поселился в Риме, решив заняться скульптурой. Однако успеха в качестве ваятеля ему добиться не удалось. В Риме Гауптман проявил немалый интерес к античному искусству и начал писать стихи, не имевшие особого успеха. В
1885 году Гауптман и Мария, наконец, женятся. Гауптман начинает заниматься литературой, первыми опубликованными произведениями были новеллы «Масленица» и «Стрелочник Тиль» (
1887). Однако, как и ранние стихи, прозаические произведения не снискали писателю популярности. В
1889 году в Берлине Гауптман увидел постановку пьесы Ибсена «Призраки». Эта пьеса произвела огромное впечатление на писателя. Вскоре в том же театре была поставлена и одна из первых пьес Гауптмана: «Перед восходом солнца», рассказывающая трагическую историю быстрого обогащения и столь же быстрого обнищания одной крестьянской семьи. Пьеса оказалась новым словом в немецкой драматургии и мела огромный успех. Гауптман стал считаться серьёзным, подающим надежды драматургом. Истинное признание Гауптману принесла его написанная в
1893 году пьеса «Ткачи», в которой он с суровым реализмом описывает забастовку силезских ткачей
1844 года. После её премьеры кайзер Вильгельм Второй отказался от своей ложи в театре, а дальнейшие постановки пьесы были запрещены. Резкая критика состояния современного ему общества и обусловила всемирную славу Гауптмана. В скором времени из-под пера Гауптмана вышел целый ряд трагедий и комедий, создавших ему славу крупнейшего драматурга. Между тем, личная жизнь у Гауптмана не складывалась. В
1904 г. он развёлся с женой, оставив её с тремя детьми, и женился на молодой скрипачке Маргарет Маршалк, родившей ему ребёнка. В
1907 году Гауптман уезжает в Грецию. Там он вновь обращается к прозе и создаёт свою «Греческую весну» и два романа: «Юродивый Эммануэль Квинт» и «Остров великой матери». Однако, его прозаическим и поэтическим произведениям уже не удается повторить успеха ранних пьес. Самым известным стал роман «Атлантида», выход которого в течение
1911 –
1912 годов предшествовал катастрофе «Титаника», а многочисленные совпадения романа и реальных событий породили высказывания о «мистическом предвидении» и «пророческом даре» Гауптмана. В
1912 г. ему была присуждена Нобелевская премия «прежде всего в знак признания плодотворной, разнообразной и выдающейся деятельности в области драматического искусства».Гауптман, который на протяжении всей своей жизни оставался пацифистом, сохранял свои убеждения и в период Первой мировой войны и фактически устранился от всяческого участия в ней. После поражения Германии он поддержал Веймарскую республику, считая, что именно она может обеспечить лучшее будущее немецкому народу. В это время популярность писателя начинает падать, критики почти единодушно признают, что поздние работы Гауптмана значительно уступают в художественном отношении его ранней драматургии. После прихода Гитлера к власти, Гауптман, предпочёл остаться на родине, за что его многие впоследствии осуждали. Гауптман не выступал открыто против нацистов, но и не пользовался особой популярностью во времена Третьего рейха. Устраняясь от актуальных событий, он пишет фантастическую поэму «Великий сон» и драматическую тетралогию в стихах на сюжет древнегреческой легенды об Атридах. В
1945 году разрушение Дрездена, города, который Гауптман очень любил, бомбами союзников вызвало у писателя глубокое потрясение, от которого ему так и не удалось оправиться. Гауптман впал в апатию, а через год, в
1946 году, он умер от воспаления лёгких.