Французский поэт, писавший на провансальском языке, Фредерик Мистраль родился на хуторе Ма-дю-Жюж, близ деревни Майан, расположенной в 9 милях (15 км) к северо-востоку от Тараскона, в долине реки Роны, на юге Франции. Он был единственным сыном Франсуа Мистраля, зажиточного землевладельца, и его второй жены, урожденной Аделаид Пулине. В семье говорили на провансальском языке, который существенно отличается от французского литературного языка, будучи близок также каталанскому и испанскому языкам. Он ходил в местную школу, но так часто прогуливал, что в
1841 г. родители отправили его в школу-пансион Миле в Авиньоне, закончив которую в
1843 г. он поступил в местный коллеж. Несмотря на насмешки соучеников, Фредерик упорно говорил на своем родном языке и даже перевел на провансальский первую эклогу Вергилия. Энтузиастом провансальского языка был и его учитель Жозеф Руманиль, автор "Стихотворных мелочей" ("Lis Oubreto en vers", название на французском языке "Les Œvurettes en vers",
1862), писавший стихи на провансальском и мечтавший возродить этот язык.
Получив
18 августа 1847 г. в городе Ниме степень бакалавра, Фредерик Мистраль возвращается в Майан и пишет провансальскую поэму "Жатва" ("Moisson") в четырех песнях, и, сознавая его несомненные способности, в следующем году отец посылает юношу в Университет Экс-Марсель в Экс-ан-Провансе изучать право. Получив в
1851 г. диплом, Мистраль целиком посвящает себя литературе и в следующем
1852 г. году издает свою первую поэму в авиньонском поэтическом сборнике "Провансалец" ("Li Prouvencalo"), а
29 апреля принимает участие в конгрессе провансальских поэтов в Арле.
21 мая 1854 г. в замке Фон-Сегюнь, в городке Шатонёф-де-Гардань, в департаменте Воклюз, Мистраль, Руманиль, Теодор Обанель, Ансельм Матье, Альфонс Таван, Жан Брюне и Поль Жира объединяются для возрождения великих традиций провансальской литературы, расцвет которой приходился на XII– XIII вв. Называя себя "félibres" – "фелибрами", т.е. провансальскими поэтами, они издавали ежегодный журнал «Альманах Прованса» ("Armana Prouvençau"), в котором печатались программные статьи и тираж которого со временем достиг 10 тыс. После смерти отца в
1855 г. Федерик Мистраль с матерью поселяются в Майане.
Пасторальная эпическая поэма "Мирейо" ("Mirèio", французское название – "Mireille",
1859) стала первым крупным вкладом Мистраля в провансальское литературное движение Фелибриж (Félibrige). В 748 написанных семистишиями строфах поэт рассказывает историю молодой женщины, которая не смогла добиться согласия родителей на брак с любимым человеком, убежала из дома и нашла приют в церкви Трех Марий на острове Ла-Камарг в дельте Роны. Она умирает от солнечного удара, перед смертью ей являются три Марии. В эту поэму Мистраль ввел также красочные сцены своей юности, проведенной на семейной ферме, картины повседневной жизни провансальской деревни.
Адольф Дюма, провансальский писатель, живший в Париже, уговорил Мистраля преподнести экземпляр "Мирейо" французскому поэту Альфонсу де Ламартину, который, высоко оценив поэму, воскликнул: "Родился великий поэт!" Такого же мнения придерживались и другие известные писатели и критики, в том числе Альфред де Виньи, Виктор Гюго, Альфонс Доде и Стефан Малларме, который назвал Мистраля "одним из бриллиантов Млечного Пути".
19 марта 1864 г. в Париже состоялась премьера пятиактовой оперы Шарля Гуно "Мирейль" на либретто Мишеля Карре, в основу которой легла поэма Мистраля.
Проведя два месяца в Париже, Мистраль возвращается в Прованс и заканчивает "Календо" ("Calendau" / "Calendal"), поэму, которую он начал до "Мирейо", но которая появилась лишь в
1867 г.
30 июля 1867 г. патриоты Каталонии в знак благодарности за гостеприимство, уже год находящемуся в изгнании во Франции поэту и историку Виктору Балагеру, автору "Трубадура Монсеррата" ("Lo trobador de Montserrat",
1850) преподносят фелибрам золотую чашу. По этому случаю Фредерик Мистраль сочиняет "Песнь Чаши", ставшую гимном движения Фелибриж. В том же году в "Альманахе Прованса" была опубликована поэма "Графиня" ("La Coumtesso" / "La Comtesse"). В
1875 г. выходит сборник лирических стихов Мистраля "Золотые острова" ("Lis Isclo d’or" / "Les Îles d’or"). В
1876 г. появился на свет первый устав движения Фелибриж, а поэт избирается председателем движения.
27 сентября 1876 г. поэт женится на Мари-Луизе Ривьер из Дижона, и молодые переезжают в дом, в котором сейчас размещается Музей Мистраля.
Большую же часть времени Мистраль уделяет фелибрам: председательствует на собраниях, ведет переписку, пишет предисловия к книгам на провансальском языке, а также работает над провансальской орфографией и грамматикой. Его провансальско-французский словарь "Сокровище Фелибрижа" ("Lou Tresor dóu félibrige" / "Trésor du félibrige") выходил с
1880 г. по
1886 г. "Сокровище Фелибрижа" – это не только словарь, а своего рода энциклопедия, вобравшая в себя все богатство диалектов, фольклора, традиций и верований. Тогда же раздаются настойчивые обвинения фелибров в сепаратизме.
25 августа 1883 г. умирает мать поэта. В
1884 г. в Париже вышла в свет поэма Мистраля "Нерто" ("Nerto" / "Nerte") о последних днях папского правления в Авиньоне, а 6 лет спустя поэт закончил свою единственную драму "Королева Жано" ("La Rèino Jano" / "La Reine Jeanne"). Последняя эпическая поэма Мистраля – "Поэма о Роне" ("Lou Pouèmo dóu Rose" / "Le Poème du Rhône",
1897) – воспевает реку Рону и города, расположенные на ее берегах.
14 октября 1894 г. поэт возглавил манифестацию в Ниме против запрещения старинной провансальской традиции – кровопролитных бычьих бегов.
23 декабря того же года в Руане состоялась постановка оперы Анри Марешаля "Календо" на либретто Поля Ферье.
21 мая 1899 г. состоялось открытие основанного Фредериком Мистралем на собственные средства Музея Арлатен – музея провансальской народной культуры, для которого он собирал образцы цветов, камней, археологические экспонаты.
В конце
1904 г., в год 50-летней годовщины движения фелибров, было объявлено, что 74-летний Фредерик Мистраль "за свежесть и оригинальность поэтических произведений, правдиво отражающих дух народа" получил
Нобелевскую премию по литературе, которую разделил с
Хосе М.В. Эчегараем-и-Эйсагирре. В своей речи на церемонии награждения, состоявшейся
10 декабря, постоянный секретарь Шведской академии Карл Давид Вирсен напомнил собравшимся, что главным критерием для этой награды сам Альфред Нобель считал "идеализм", качество, "в котором никак нельзя отказать человеку, посвятившему всю свою жизнь идеалу возрождения национального духа, родного языка и литературы". По болезни Мистраль не смог приехать в Стокгольм и даже не написал традиционной лекции. На церемонии награждения его представлял посол Франции в Швеции господин Маршан. Размер Нобелевской премии составил 140859 шведских крон (195677 французских франков), половина из которых пришлась на долю провансальского поэта.
Свою Нобелевскую премию поэт передал на создание Музея провансальской этнографии и фольклора Арлатен в Арле, основанного в
1899 г. В
1906 г. Фредерик Мистраль заключает с мэрией Арля соглашение, согласно которому музей переезжает во Дворец Лаваль, в дом 29 по улице Республики, где он по сей день и находится.
Двумя последними произведениями Мистраля стали "Мемуары Мистраля" ("Moun espelido",
1906), воспоминания о его юности, и "Сбор олив" ("Lis Oulivado" / "Les Olivades",
1912), сборник коротких лирических стихотворений на темы провансальского фольклора. В
1909 г. на экраны выходит фильм режиссера Анри Кена по сюжету поэмы "Мирей", в котором снялся сам поэт. В
1933 г. поэма была экранизирована еще раз режиссером Рене Гаво. В
1909 г. в городе Арль на площади Форума ему был установлен памятник.
14 октября 1913 г. посетивший Марсель президент Французской республики Раймон Пуанкаре нанес поэту визит и пригласил его отобедать в президентском поезде на вокзале Гравезон.
Изучая надпись на церковном колоколе в Майане, Фредерик Мистраль простудился, заболел бронхитом и умер
25 марта 1914 г. в возрасте 83 лет. Он был похоронен на местном кладбище.
Заслуги поэта были отмечены Орденом Почетного легиона Французской республики: в
1863 г. Фредерик Мистраль становится кавалером ордена, в
1895 г. – офицером его "Легиона чести", а
1909 г. – командором. В
1887 г. он был избран в Марсельскую академию. Коллеж в Авиньоне, где учился поэт, был назван Лицеем Фредерика Мистраля.
Поставив Мистраля в ряд с такими писателями, как
Роберт Бёрнс и
Вальтер Скотт, английский романист и поэт
Ричард Олдингтон отметил, что "Мистраль представляет современный Прованс с такой силой, полнотой и яркостью, что трудно найти ему равных". Член Французской академии, историк и писатель Андре Шамсон отмечал, что больше всего во Франции Мистраля критикуют за то, что его творчество является "последним побегом вышедшего из моды искусства". В этой связи Шамсон подчеркивал, что "если Мистраль и не стремился выразить то, что представляет всеобщий интерес", его провансальская тематика поучительна. "Читая провансальские стихи Мистраля, – писал Андре Шамсон, – мы убеждаемся, что цивилизации хоть и смертны, но никогда не исчезают".