Алексей Константинович Толстой родился
5 сентября 1817 года в Петербурге в знатной дворянской семье. Родители разошлись сразу после рождения сына, воспитывался матерью и ее братом – писателем А.Перовским (псевдоним А.Погорельский). Детские годы прошли в имениях матери, позже дяди на Северной Украине. Получил хорошее домашнее образование.
В
1834 Толстой выдержал экзамен в университете и был зачислен “студентом” в Московский архив министерства иностранных дел. В
1837 был прикомандирован к русской миссии при германском сейме во Франкфурте-на-Майне, в
1840 возвратился в Россию и был назначен чиновником в канцелярию по законодательству.
Впервые же в печати Толстой выступил с фантастической повестью “Упырь”. В 1840-е Толстой писал много, но напечатал лишь одно стихотворение, все же написанное в это время появилось в печати значительно позже. Толстой впоследствии не придавал ей никакого значения и не включал в собрание своих сочинений; ее лишь в
1900 г. переиздал личный друг его семьи, Владимир Соловьев это – фантастический рассказ в стиле Гофмана и Погорельского-Перовского. Белинский встретил его очень приветливо.
Толстой хотел быть "только" художником. Когда в первом своем крупном произведении – поэме, посвященной душевной жизни царедворца – поэта Иоанна Дамаскина – Толстой говорил о своем герое: "Любим калифом Иоанн, ему, что день, почет и ласка" – это были черты автобиографические. Толстой был хорошо знаком с
Гоголем,
Аксаковым, Анненковым,
Некрасовым, Панаевыми особенно с
Тургеневым, который был освобожден от постигшей его в
1852 г. ссылки в деревню благодаря хлопотам Толстого.
Примкнув ненадолго к кружку
Современника, Толстой так же принял участие в составлении цикла юмористических стихотворений, появившихся в
Современнике в
1854 – 55 годах под известным псевдонимом Кузьмы Пруткова. Весьма трудно определить, что именно здесь принадлежит Толстому, но несомненно, что его вклад был не из маловажных: юмористическая жилка была очень сильна в нем.
Он обладал даром весьма тонкой, хотя и добродушной насмешки; многие из лучших и наиболее известных его стихотворений обязаны своим успехом именно иронии (например "Спесь", "У приказных ворот"). Юмористически сатирические выходки Толстого против течений 60-х годов ("Порой веселой мая", "Потом богатырь" и др.) немало повлияли на дурное отношение к нему известной части критики.
Написанные в народном стиле стихотворения, которыми дебютировал Толстой, особенно понравились московскому славянофильскому кружку; в его органе, "Русской Беседе", появились две поэмы Толстого: "Грешница" (
1858) и "Иоанн Дамаскин" (
1859).
С прекращением "Русской Беседы" Толстой становится деятельным сотрудником Катковского "Русского Вестника", где были напечатаны драматическая поэма "Дон-Жуан" (
1862), исторический роман "Князь Серебряный" (
1863) и ряд архаически сатирических стихотворений, вышучивающих материализм 60-х годов. В "Отечественных Записках"
1866 г. была напечатана первая часть драматической трилогии Толстого – "Смерть Иоанна Грозного".
В старой Руси Толстого привлекает, однако, не московский период, омраченный жестокостью Грозного, а Русь Киевская, вечевая. Когда Поток-богатырь, проснувшись после пятивекового сна, видит раболепие толпы перед царем, он "удивляется притче" такой: "если князь он, иль царь напоследок, что ж метут они землю пред ним бородой? мы честили князей, но не этак! Да и полно, уж вправду ли я на Руси? От земного нас Бога Господь упаси! Нам писанием велено строго признавать лишь небесного Бога!" Он "пытает у встречного молодца: где здесь, дядя, сбирается вече?" В "Змее Тугарине" сам Владимир провозглашает такой тост: "за древнее русское вече, за вольный, за честный славянский народ, за колокол пью Новграда, и если он даже и в прах упадет, пусть звон его в сердце потомков живет". С такими идеалами, нимало не отзывающимися "консерватизмом", Толстой, тем не менее, был в середине 60-х годов зачислен в разряд писателей откровенно-ретроградных. Произошло это оттого, что, оставив "стяг красоты", он бросился в борьбу общественных течений и весьма чувствительно стал задевать "детей" Базаровского типа.
Не нравились они ему главным образом потому, что "они звона не терпят гуслярного, подавай им товара базарного, все чего им не взвесить, не смеряти, все кричат они, надо похерити". На борьбу с этим "ученьем грязноватым" Толстой призывал "Пантелея-Целителя": "и на этих людей, государь Пантелей, палки ты не жалей суковатые".
Все это вызвало во многих враждебное отношение к Толстому, и он вскоре почувствовал себя в положении писателя, загнанного критикой. Но даже при такой ситуации он отстаивал своё мнение.
Во всех работах раскрывается внутренний мир произведений писателя, раскрывается сама сущность, сам внутренний мир Толстого как "певца красоты".
В
1862 опубликовал драматическую поэму "Дон Жуан"; в
1866 – 70 – историческую трилогию, включавшую трагедии "Смерть Иоанна Грозного", "Царь Федор Иоаннович", "Царь Борис".
В последние годы обратился к поэзии (писал баллады и политические сатиры в стихах). Уйдя в отставку, в основном жил в своих имениях, уделяя мало внимания хозяйству, и постепенно разорился. Ухудшилось состояние его здоровья. В возрасте 58 лет А.Толстой
10 октября 1875 скончался в имении Красный Рог Черниговской губернии.