Карл Фридрих Георг Шпиттелер, швейцарский поэт, романист и эссеист, родился в Листале, неподалеку от Базеля. Когда его отец, правительственный чиновник, был в
1849 г. назначен казначеем Швейцарской Конфедерации, семья переехала в Берн, а Карл остался жить у тети в Базеле и посгупил в местную гимназию. Позже он вернулся в Листаль, откуда совершал ежедневные поездки в Базельскую гимназию, в которой по ряду предметов получил подготовку на университетском уровне.
С ранних лет проявив способности к музыке и рисованию, Шпиттелер поначалу намеревался стать художником, однако в гимназии попал под влияние филолога Вильгельма Вакернагеля и историка Якоба Буркхардта, которые зародили в нем интерес к эпической поэзии, особенно к произведениям Лудовико Ариосто, итальянского поэта эпохи Возрождения. Вскоре Шпиттелер начинает писать собственные стихи.
В
1863 г. уступив желанию отца, Шпиттелер поступает в Цюрихский университет, на факультет права С
1865 по
1870 г. он изучает теологию в Цюрихе, Гейдельберге и Базеле, намереваясь быть священником, но затем отклоняет предложение стать пастором в Арозе, в кантоне Граубюнден, чтобы иметь возможность заняться литературой. В
1871 г. Шпиттелер становится домашним учителем в семье русского генерала и восемь лет живет в Петербурге, изредка выезжая в Финляндию. За то время он заканчивает свою первую значительную эпическую поэму «Прометей и Эпиметей» ("Prometheus und Epimetheus",
1881), которую он задумал еще будучи студентом в Гейдельберге Написанная ритмизованной прозой, поэма представляет собой современную аллегорию с метафорическими параллелями к конфликтам и противоречиям современной эпохи.
Вернувшись в
1879 г. в Швейцарию, Шпиттелер издает эту поэму на собственные средства под псевдонимом Карл Феликс Тандем Однако выход «Прометея» остается незамеченным, и Шпиттелер приходит к выводу, что не сможет обеспечивать себя литературным трудом В
1881 г. он становится учителем в Нойвевилле (кантон Берн), где через два года женится на своей ученице, Мари дер Хофф. В это же время Шпиттелер работает журналистом в газетах Базеля (
1885...
1886) и Цюриха (
1890 1892) и продолжает писать, из-под его пера выходят: «О сверхъестественном» ("Extramundana",
1883) поэма, написанная белым стихом, «Бабочки» ("Schmetterhnge",
1889) сборник лирических стихотворений, прозаические произведения «Маленький Фред из клана Колдери» ("Fnedli der Kolderi",
1891) и «Густав» ("Gustav",
1892), а также сборник сатирических стихотворений «Литературные притчи» ("Litteransche Gleichnisse",
1892).
В
1892 г. жена Шпиттелера получает от родителей наследство, и он целиком посвящает себя литературе В Люцерне, куда писатель переезжает с семьей, были написаны: «Баллады» ("Balladen",
1896), «Ущелье Сен-Готард» ("Der Gotthard",
1897), повесть «Лейтенант Конрад» ("Conrad der Leutnant",
1898) и сборник критических эссе «Забавные истины» ("Lachende Wahrheiten",
1898).
Идеалист и классицист, Шпиттелер не мог в то время рассчитывать на широкую популярность. Тем не менее он был замечен и оценен такими писателями и критиками, как Йозеф Виктор Видманн, литературный редактор «Бернер бунд» ("Berner Bund"), а также немецким философом
Фридрихом Ницше, который в
1887 г. рекомендовал его на должность редактора мюнхенского журнала «Кунстварт» («Художественное обозрение»). По иронии судьбы, когда спустя десять лет Шпиттелер вновь, уже под своим именем, опубликовал «Прометея и Эпиметея», его обвинили в том, что он позаимствовал тему своей поэмы у
Ницше, из «Так говорил Заратустра». Поскольку поэма вышла в свет раньше книги
Ницше, Шпиттелер вынужден был защищаться от обвинений в плагиате, что и нашло отражение в брошюре «Мои отношения с Ницше» ("Meine Beziehungen zu Nietzsche",
1908).
Широкая известность пришла к Шпиттелеру после выхода в свет эпической поэмы «Олимпийская весна» ("Olympischer Fruhlmg"), ставшей вершиной творчества поэта, которая печаталась частями с
1900 по
1905 г, а полностью вышла в
1910 г. Сложнейший конгломерат мифологии, юмора, фантазии, религии и аллегории, написанный ямбическим гекзаметром, эта поэма состояла из пяти книг и растянулась на 600 страниц. «Олимпийская весна» была признана шедевром немецкоязычной литературы после того, как в
1904 г. знаменитый дирижер Феликс Вейнгартнер опубликовал о ней хвалебную статью.
Шпиттелер продолжает жить в уединении, избегает высказываний по политическим и религиозным вопросам. Тем не менее в
1914 г. он выступает в поддержку нейтралитета Швейцарии, решительно отвергая идею о том, что немецкоязычную Швейцарию следует рассматривать как «расового союзника» Германии. В результате писатель лишился поддержки тех, кто способствовал росту его популярности, зато удостоился награды французов, вручивших ему в
1916 г. медаль Общества франкоязычных писателей.
В
1920 г. в возрасте 75 лет Шпиттелер получает Нобелевскую премию по литературе
1919 г. «за несравненный эпос "Олимпийская весна"». Член Шведской академии Харальд Йерне назвал мифологию Шпиттелера «уникальной формой выражения, в которой в борьбе свободного волеизъявления с навязанной необходимостью предстают на уровне идеального воображения человеческие страдания, надежды и разочарования». Премия была вручена послу Швейцарии в Швеции, поскольку сам Шпиттелер был болен и на церемонии награждения присутствовать не мог. Он умер четыре года спустя, в декабре
1924 г., в Люцерне.
Свидетельством высокой творческой репутации писателя стал некролог, написанный Роменом Ролланом, в котором Шпиттелер назван «нашим Гомером, величайшим немецкоязычным поэтом со времен Гете, единственным мастером эпического жанра после смерти
Мильтона, фигурой, стоящей в современном искусстве особняком» В последнее время, однако, произведения Шпиттелера вновь начинают забываться.