Китайский прозаик, драматург, переводчик, критик Гао Синцзянь родился
4 января 1940 года в живописном городке Ханьчжоу (близ Шанхая), который в то время находился под японской оккупацией. Его отец был банкиром, мать – актрисой, что впоследствии, при власти Мао Цзэдуна, негативно отразилось на судьбе будущего классика китайской литературы.
В детстве пережил японскую оккупацию, в
1962 окончил французское отделение Института иностранных языков в Пекине, рано начал писать, но был вынужден сжечь все рукописи во время Культурной революции, когда был отправлен на перевоспитание в трудовой лагерь.
До
1979 года, когда в
Китае был провозглашен курс реформ, Гао было запрещено публиковать свои книги и без «особого разрешения» покидать родной город. Только после прихода к власти Дэн Сяопина некоторые реформистски настроенные театры решаются поставить ряд пьес Гао Синцзяна. В это же время кое-кто из его почитателей стал величать Гао «китайским Солженицыным». Только в отличие от российского собрата по перу Гао Синцзянь в своих произведениях не описывал ужасы китайского ГУЛАГа, которые сполна испытал. Он, в основном, рассказывал о тяготах и невзгодах «маленького человека» из той или иной китайской провинции.
Так или иначе, но «оттепель» в отношении Гао Синцзяна и его произведений со стороны китайских властей длилась недолго – в середине 80-х все его книги, включая наиболее известную из них – «Гора души», были запрещены, а он сам вновь подвергся политическому преследованию.
В
1981 вышла его первая книга «Некоторые размышления об искусстве современной прозы», а в
1982-м состоялся театральный дебют – постановка в пекинском Театре народного искусства пьесы «Сигнал тревоги». Вторая пьеса, «Автобусная остановка» (
1983), была осуждена как идеологически вредная (в драматургии Гао Синцзянь вдохновлялся эстетикой Беккета и Арто), а третья, «Другой берег» (
1986), и вовсе была запрещена; более того, чтобы избежать репрессий, Гао скрывался в лесах и горах провинции Сычуань, за десять месяцев одолев путь от истоков Янцзы до ее устья.
В
1987 году Пекин отправил Гао Синцзяна в «почетную эмиграцию», а спустя два года, после трагических событий на площади Тяньаньмэнь, лишил его китайского гражданства. Все его произведения были объявлены в
КНР «контрреволюционной пропагандой». Покинув
Китай, поселился в Париже (впоследствии получив французское гражданство) для того, чтобы иметь возможность свободно и без ограничений выражать свои идеи, причем из рядов коммунистической партии он вышел только в
1989 после известных событий на площади Тяньаньмэнь.
Гао Синцзянь получил три литературные премии во
Франции и
Бельгии, причем не только как прозаик и драматург, но и прекрасный каллиграф, а также одаренный художник, рисующий в национальном стиле «го-хуа». Занимается также переводческой и режиссерской деятельностью, считается одним из основоположников новой китайской литературы.
Вершиной творчества Гао Синцзяна считается большой (около 800 страниц) роман «Чудотворные горы».
Гао Синцзянь – первый китайский писатель, удостоенный Нобелевской премией по литературе за «произведения вселенского значения, отмеченные горечью за положение человека в современном мире», которые «открывают новые пути перед китайской прозой и драматургией».