Шеймас Джастин Хини родился
13 апреля 1939 на ферме в Кастлдоусоне (графство Дерри, Северная Ирландия). В
1961 окончил Королевский университет в Белфасте. В
1976...
1982 преподавал в Кэрисфорт-колледже в Дублине, в
1982 стал преподавателем Гарвардского университета, с
1984 – в должности профессора. Работал также в Оксфордском университете (
1989...
1994). В
1965 г. он женился на Мэри Девлин, имеет трех сыновей.
Три первых поэтических сборника Хини «Смерть натуралиста» (
1966), «Дверь во тьму» (
1969) и «Конец зимы» (
1972) заявляют неотступно преследующие его поэзию мотивы: смерти и земли. Земли – как символа судьбы, как основы и начала всего, где соединяется разрушение и созидание, вечного упокоения и рождения заново, самовоплощения и саморастворения.
Метафору насилия над человеческой личностью Хини находит в открытиях, сделанных во время археологических раскопок на торфяных болотах в Ирландии и странах Северной Европы. В
1969 Хини прочел книгу «Болотный народ», написанную археологом П.В. Глобом. Хотя первое из так называемых «болотных стихотворений» Хини появилось в сборнике «Дверь во тьму», цикл был продолжен и в сборнике «Север» (
1975). В том же году восемь из этих стихотворений вышли отдельной книгой, изданной небольшим тиражом и названной «болотные стихи». Многие критики склонны считать «Север» лучшим поэтическим сборником Хини, где вновь история и мифология становятся для него подтверждением мотива об универсальности насилия и страдания.
Стихи, составившие сборник «Полевые работы» (
1979), объемлют значительно более широкий спектр тем. Хвалебные голоса критиков раздавались по поводу некоторых любовных стихотворений, в особенности «Сбор урожая». В цикле «Гленморские сонеты», состоящем из десяти стихотворений, Хини описывает цветущую природу Ирландии.
Основные темы и составляющие поэзии Хини – древняя кельтская культура, растворяющаяся в культуре, привнесенной англичанами, католицизм, подтачиваемый изнутри ироничностью образованного провинциала, провинциальная литературная традиция в ее соприкосновении с традицией континентальной, – все это стало предметом поэмы «Остров покаяния», вошедшей в одноименный сборник (
1984). Один из циклов сборника, названный «Безумный Суини», доносит истинный голос Хини.
После сборника «Боярышниковый фонарь» (
1987) выходит сборник «Видение предметов» (
1991), воссоздающий визионерские искания поэта, его обращение к прошлому.
В сборнике «Видение предметов» (
1991) правдивый реализм объединяется с глубиной этической проблематики, тревогой за ситуацию в Северной Ирландии. Но именно в Ирландии Хини нашел наиболее непримиримых своих критиков, которые нередко отказывались видеть в нем сугубо национального поэта.
В центре внимания Хини-поэта тема нарушения физического, морального и политического равновесия в социуме. Недаром в сборнике «Поэзия-возместительница» (
1995), состоящем из лекций, которые Хини читал в Оксфорде, главным является тезис, что поэзия способна восстанавливать душевное равновесие, служить противовесом всем темным, античеловеческим элементам мира.
Как эссеист, Хини известен произведениями «Предпочтения» (
1980), «Единоначалие речи» (
1986).
В
1995 г. Хини была присуждена Нобелевская премия «за лирическую красоту и этическую глубину поэзии, открывающую перед нами удивительные будни и оживающее прошлое».
«Уровень души» (
1996) стал первым сборником, вышедшим после присуждения поэту Нобелевской премии. Эссе, посвященные поэзии и отдельным поэтам, вошли в сборник «Заботы: Избранная проза»,
1968...
1978 (
1980). В
1991 был опубликован том «Избранные стихотворения»; второй том, «Открытая земля: Избранные стихи»,
1966...
1996, вышел в
1998.
Выполненный Хини перевод памятника англосаксонского средневекового эпоса «Беовульф» в
2000 году вошел в список бестселлеров и в Англии, и в США. Поэтический сборник Хини «Электрический свет» (
2001) был назван «осознанным подведением итогов большим мастером, размышляющим об истоках и о неизбежно подступающем финале своей жизни и своего искусства».
Шеймас Хини умер
30 августа 2013 года в Дублине. Перед смертью у него были проблемы со здоровьем.