Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова (
1787–
1831) и Марии Михайловны Лермонтовой (
1795–
1817), урожденной Арсеньевой, единственной дочери и наследницы пензенской помещицы Е. А. Арсеньевой (
1773–
1845). После свадьбы семья Лермонтовых поселилась в Тарханах. Однако рожать свою, не отличавшуюся крепким здоровьем, молодую жену Юрий Петрович повёз в Москву, где можно было рассчитывать на помощь опытных врачей. Там в ночь с 2 на 3 октября
1814 года в доме напротив Красных ворот (сейчас на этом месте находится высотное здание, на котором есть памятная доска с изображением М. Ю. Лермонтова) на свет появился великий русский поэт.
Непосредственно после рождения внука бабушка Арсеньева в 7 верстах от Тархан основала новое село, которое назвала в его честь – Михайловским.
Первый биограф Михаила Лермонтова, Павел Александрович Висковатый (
1842–
1905), отмечал, что его мать, Марья Михайловна, была “одарена душою музыкальной”. Она часто музицировала на фортепьяно, держа маленького сына на коленях, и якобы от неё Михаил Юрьевич унаследовал “необычайную нервность свою”.
Семейное счастье Лермонтовых было недолгим. “Юрий Петрович охладел к жене по той же причине, как и его тесть к тёще; вследствии этого Юрий Петрович завел интимные отношения с бонной своего сына, молоденькой немкой, Сесильей Фёдоровной, и кроме того с дворовыми… Буря разразилась после поездки Юрия Петровича с Марьей Михайловной в гости, к соседям Головниным… едучи обратно в Тарханы, Марья Михайловна стала упрекать своего мужа в измене; тогда пылкий и раздражительный Юрий Петрович был выведен из себя этими упреками и ударил Марью Михайловну весьма сильно кулаком по лицу, что и послужило впоследствии поводом к тому невыносимому положению, какое установилось в семье Лермонтовых. С этого времени с невероятной быстротой развилась болезнь Марьи Михайловны, впоследствии перешедшая в чахотку, которая и свела её преждевременно в могилу. После смерти и похорон Марьи Михайловны… Юрию Петровичу ничего более не оставалось, как уехать в свое собственное небольшое родовое тульское имение Кропотовку, что он и сделал в скором времени, оставив своего сына, еще ребенком, на попечение его бабушке Елизавете Алексеевне…”.
Бабушка поэта, Елизавета Алексеевна Арсеньева, любила внука, который в детстве не отличался сильным здоровьем. Энергичная и настойчивая, она употребляла все усилия, чтобы дать ему всё, на что только может претендовать продолжатель рода Лермонтовых. О чувствах и интересах отца она не заботилась. Лермонтов в юношеских произведениях весьма полно и точно воспроизводил события и действующих лиц своей личной жизни. В драме с немецким заглавием — “Menschen und Leidenschaften” — рассказан раздор между его отцом и бабушкой.
Лермонтов-отец не в состоянии был воспитывать сына, как этого хотелось аристократической родне, — и Арсеньева, имея возможность тратить на внука «по четыре тысячи в год на обучение разным языкам», взяла его к себе с уговором воспитывать его до 16 лет и во всем советоваться с отцом. Последнее условие не выполнялось; даже свидания отца с сыном встречали непреодолимые препятствия со стороны Арсеньевой.
Ребенок с самого начала должен был сознавать противоестественность этого положения. Его детство протекало в поместье бабушки, Тарханах, Пензенской губернии; его окружали любовью и заботами — но светлых впечатлений, свойственных возрасту, у него не было.
Летом
1825 бабушка повезла Михаила Лермонтова на воды на Кавказ; детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов остались в его раннем творчестве (”Кавказ”,
1830; “Синие горы Кавказа, приветствую вас!..”,
1832). Здесь он встретил девочку лет девяти – и в первый раз у него проснулось необыкновенно глубокое чувство, оставившее память на всю жизнь, но сначала для него неясное и неразгаданное. Два года спустя поэт рассказывает о новом увлечении, посвящает ему стихотворение: к Гению.
С осени
1825 года начинаются более или менее постоянные учебные занятия Лермонтова, но выбор учителей – француз Capet и бежавший из Турции грек – был неудачен. Грек вскоре совсем бросил педагогические занятия и занялся скорняжным промыслом. Француз, очевидно, не внушил Лермонтову особенного интереса к французскому языку и литературе: в ученических тетрадях Лермонтова французские стихотворения очень рано уступают место русским. Тем не менее, имея в Тарханах прекрасную библиотеку, Лермонтов, пристрастившийся к чтению, занимался под руководством учителей самообразованием и овладел не только европейскими языками (английских, немецких и французских писателей он читал в оригиналах), но и прекрасно изучил европейскую культуру в целом и литературу в частности.
В
1827 семья переезжает в Москву, а в
1828 Лермонтов зачисляется полупансионером в 4-й класс Московского университетского благородного пансиона, где получает гуманитарное образование. Уже в Тарханах определился острый интерес Лермонтова к литературе и поэтическому творчеству. Уже в пансионе определяется преимущественная ориентация Лермонтова на
А. С. Пушкина, байроническую поэму. Байроническая поэма становится основой раннего творчества Лермонтова. В
1828–
1829 гг. он пишет поэмы “Корсар”, “Преступник”, “Олег”, “Два брата” (опубликованы посмертно), “Последний сын вольности”, “Измаил-Бей”, “Демон”. В центре байронической поэмы – герой, изгой и бунтарь, находящийся в войне с обществом и попирающий его социальные и нравственные нормы; над ним тяготеет “грех”, преступление, обычно облеченное тайной и внешне предстающее как страдание.
Срок воспитания его под руководством бабушки приходил к концу; отец часто навещал сына в пансионе, и отношения его к тёще обострились до крайней степени. Борьба развивалась на глазах Михаила Юрьевича; она подробно изображена в его юношеской драме. Бабушка, ссылаясь на свою одинокую старость, взывая к чувству благодарности внука, отвоевала его у зятя, пригрозив, как и раньше, отписать всё своё движимое и недвижимое имущество в род Столыпиных, если внук по настоянию отца уедет от неё. Юрию Петровичу пришлось отступить, хотя отец и сын были привязаны к друг другу и отец, по видимому, как никто другой понимал, насколько одарен его сын. Во всяком случае, именно об этом свидетельствует его предсмертное письмо сыну.
В марте
1830 Московский пансион по указу Сената был преобразован в гимназию. В
1830 Михаил Лермонтов увольняется “по прошению” и проводит лето в подмосковной усадьбе Столыпиных Середниково; в том же году после сдачи экзаменов зачислен на нравственно-политическое отделение Московского университета, позднее Михаил Юрьевич переводится на “словесное” отделение. К этому времени относится первое сильное юношеское увлечение Лермонтова Екатериной Сушковой (
1812–
1868), с которой он познакомился у своей приятельницы А. М. Верещагиной. С Сушковой связан лирический “цикл”
1830 ["К Сушковой", "Нищий", "Стансы" ("Взгляни, как мой спокоен взор..."), "Ночь", "Подражание Байрону" ("У ног твоих не забывал..."), "Я не люблю тебя: страстей ..."]. По-видимому, несколько позднее Лермонтов переживает еще более сильное, хотя и кратковременное чувство к Н. Ф. Ивановой (
1813–
1875), дочери драматурга Ф. Ф. Иванова. В эти годы (
1830–
1832) идет формирование личности поэта, и сменяющиеся любовные увлечения являются во многом попыткой личностного самоутверждения. Возникает жанр “отрывка” – лирического размышления, в центре которого определенный момент непрерывно идущего самоанализа и самоосмысления. Стихотворения
1830–
1831 содержат и социальные мотивы и темы. Политическая лирика в прямом смысле Лермонтова редка; социально-политическая проблематика, как правило, выступает у него в системе философских и психологических размышлений. Это особенно заметно в лермонтовской лирике начала 1830-х гг. Московский университет жил философскими и политическими интересами, в нем функционировали студенческие кружки и общества (И. В. Станкевича, А. И. Герцена, В. Г. Белинского). О связи с ними Лермонтова нет сведений, однако он, возможно, разделял свойственный им дух политической оппозиции и даже принял участие в студенческой акции (изгнание из аудитории профессора М. Я. Малова). Эти идеи нашли у него выражение еще в “Жалобах турка” (
1829) и серии стихов, посвященных европейским революциям
1830–
1831 ["30 июля. (Париж) 1830 года", "10 июля. (1830)"], событиям Великой французской революции (”Из Андрея Шенье”,
1830–
1831) и эпохе пугачёвщины (”Предсказание”,
1830). Так подготавливается проблематика первого прозаического опыта Лермонтова – романа “Вадим” (
1832–
1834) с широкой панорамой крестьянского восстания
1774–
1775 гг.
Для поэтической деятельности Лермонтова университетские годы оказались в высшей степени плодотворны. Талант его зрел быстро, духовный мир определялся резко. Лермонтов усердно посещает московские салоны, балы, маскарады. Он знает действительную цену этих развлечений, но умеет быть весёлым, разделять удовольствия других. Поверхностным наблюдателям казалась совершенно неестественной бурная и гордая поэзия Лермонтова при его светских талантах.
Лермонтов не пробыл в университете и двух лет; выданное ему свидетельство говорит об увольнении «по прошению» — но прошение, по преданию, было вынуждено студенческой историей с одним из наименее почтенных профессоров Маловым. С
18 июня 1832 года Лермонтов больше не числился студентом.
В
1832 Лермонтов оставляет Московский университет и переезжает в
Петербург, надеясь продолжить образование в Петербургском университете; однако ему отказались зачесть прослушанные в Москве курсы. Чтобы не начинать обучение заново, Лермонтов принимает совет родных избрать военное поприще; в ноябре
1832 сдает экзамены в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и проводит два года в военно-учебном заведении, где строевая служба, дежурства, парады почти не оставляли времени для творческой деятельности (быт школы в грубо натуралистичном виде отразился в так называемых юнкерских поэмах – “Петергофский праздник”, “Уланша”, “Гошпиталь” – все
1834). Накануне вступления в школу Лермонтов написал стихотворение «Парус»; “мятежный” парус, “просящий бури” в минуты невозмутимого покоя — это всё та же с детства неугомонная душа поэта. “Искал он в людях совершенства, а сам — сам не был лучше их”, — говорит он устами героя поэмы «Ангел смерти», написанной ещё в Москве. Творческая деятельность Михаила Лермонтова оживляется в
1835, когда Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк (сентябрь
1834); в этом же году выходит поэма “Хаджи Абрек” – первое выступление Лермонтов в печати (по преданию, рукопись была отнесена в журнал без ведома автора). Лермонтов отдает в цензуру первую редакцию драмы “Маскарад”, работает над поэмами “Сашка”, “Боярин Орша”, начинает роман “Княгиня Лиговская”. Известно о знакомстве Лермонтова с А. Н. Муравьёвым, И. И. Козловым и близкими к формирующимся славянофильским кружкам С. А. Раевским и А. А. Краевским. В романе “Княгиня Литовская” (
1836; не окончен; опубликован в
1882) Лермонтов впервые обращается к социальному бытописанию, предвосхищающему “физиологии” 1840-х гг. Одновременно Лермонтов работает над “Маскарадом” (
1835–
1836), первым произведением, которое он считал достойным обнародования, трижды подавал в драматическую цензуру и дважды переделывал; драма, однако, была запрещена.
В период
1836–
1837 гг. Лермонтов создает “Боярина Оршу” (
1835–
1836), первую оригинальную и зрелую поэму. Орша – первая попытка Лермонтова создать исторический характер – феодала эпохи Грозного, живущего законами боярской чести. Эта тема была продолжена в “Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” (
1838). Своего рода аналогом “Песни…” в лирике Лермонтова было “Бородино”, отклик на 25-ю годовщину Бородинского сражения (
1837) – “микро-эпос” о народной войне
1812.
В
1835–
1836 Лермонтов еще не входит в ближайший пушкинский круг; с
Пушкиным он также незнаком. Тем более принципиальный характер получает его стихотворение “Смерть Поэта” (
1837; опубликовано
1858), написанное сразу же по получении известия о гибели
Пушкина. Невольное негодование охватило Лермонтова, и он “излил горечь сердечную на бумагу”. Стихотворение «Смерть Поэта» оканчивалось сначала словами: “И на устах его печать”. Оно быстро распространилось в списках, вызвало бурю в высшем обществе, новые похвалы Дантесу; наконец, один из родственников Лермонтова, Н. Столыпин, стал в глаза порицать его горячность по отношению к такому джентльмену, как Дантес. Лермонтов вышел из себя, приказал гостю выйти вон и в порыве страстного гнева набросал заключительные 16 строк “А вы, надменные потомки…”
18 февраля (
4 марта н.с.)
1837 последовал арест и судебное разбирательство, за которым наблюдал сам император; за Лермонтова вступились пушкинские друзья, прежде всего
Жуковский, близкий императорской семье, кроме этого бабушка, имевшая светские связи, сделала все, чтобы смягчить участь единственного внука. Под арестом Лермонтов пишет несколько стихотворений: “Сосед” (”Кто б ни был ты, печальный мой сосед”), “Узник”, положивших начало блестящему “циклу” его “тюремной лирики”: “Соседка”, “Пленный рыцарь” (оба –
1840) и другие.
В феврале
1837 был отдан высочайший приказ о переводе Лермонтова прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ; в марте он выехал через Москву. Простудившись в дороге, был оставлен для лечения (в Ставрополе, Пятигорске, Кисловодске; по пути следования в полк он “изъездил Линию всю вдоль, от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в Кубе, в Шемахе, в Кахетии, одетый по-черкесски, с ружьем за плечами, ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов…”, в ноябре был в Тифлисе. В
1837 он записывает народную сказку об Ашик-Керибе (”Ашик-Кериб”), стремясь передать колорит восточной речи и психологию “турецкого” сказителя; народный характер поэт раскрыл в “Дарах Терека”, “Казачьей колыбельной песне”, “Беглеце”. В Пятигорске и Ставрополе он встречается с Н. М. Сатиным, знакомым ему по Московскому пансиону,
Белинским, доктором Н. В. Майером (прототип доктора Вернера в “Княжне Мери”); знакомится со ссыльными декабристами (С. И. Кривцовым, В. М. Голицыным, В. Н. Лихаревым, М. А. Назимовым) и близко сходится с А. И. Одоевским (”Памяти А. И. Одоевского”,
1830).
Во время ссылки и позднее особенно раскрылось художественное дарование Лермонтова, с детства увлекавшегося живописью. Ему принадлежат акварели, картины маслом, рисунки – пейзажи, жанровые сцены, портреты и карикатуры; лучшие из них связаны с кавказской темой. Кавказская ссылка была сокращена хлопотами бабушки через А. X. Бенкендорфа. В октябре
1837 был отдан приказ о переводе Лермонтова в Гродненский гусарский (в Новгородской губернии), а затем в лейб-гвардии Гусарский полк, стоявший в Царском Селе.
Во 2-й пол. января
1838 Лермонтов возвращается в Петербург.
1838–
1841 – годы его литературной славы. Он сразу же попадает в пушкинский литературный круг, знакомится с
В.А. Жуковским,
П. А. Вяземским,
П. А. Плетнёвым,
В. А. Соллогубом, принят в семействе Карамзиных. У Карамзиных Лермонтов накануне последней ссылки читал “Тучи”. В
1840 в Петербурге отдельными изданиями выходят единственные прижизненные сборники “Стихотворения” и “Герой нашего времени”.
Наследие Лермонтова к
1840 г. включало уже около 400 стихотворений, около 30 поэм, не считая драм и неоконченных прозаических сочинений. Подавляющее большинство произведений Лермонтова опубликовано посмертно. В
1838–
1840 поэт входит в “Кружок шестнадцати” – аристократическое общество молодежи, частью из военной среды, объединенное законами корпоративного поведения и политической оппозиционностью участников. В этот период в его поэзии и прозе словно оживают пушкинские начала. Однако основы прозы (как и поэзии) Лермонтова, во многом противоположны пушкинским; ему не свойственны лаконизм пушкинской прозы и поэтика “гармонической точности” в поэзии. Близких отношений с пушкинским кругом у Лермонтова не складывается: и
Жуковский, и
Вяземский, и
Плетнёв далеко не все принимают в его творчестве. Столь же “выборочно” принимают его и формирующиеся московские славянофильские кружки. Со своей стороны, Лермонтов присматривался к деятельности будущих славянофилов (А. С. Хомякова, Ю. Ф. Самарина), сохранял с ними личные связи, напечатал в “Москвитянине” (
1841) балладу “Спор”, но остался холоден к социально-философским основам их учения (”Родина”,
1841). Наиболее прочные отношения устанавливаются у Лермонтова с журналом
. Именно там появляется большинство прижизненных и посмертных публикаций лермонтовских стихов, а также “Бэла”, “Фаталист”, “Тамань”.
Роль “льва” в петербургском свете закончилась для Лермонтова крупным недоразумением: ухаживая за княгиней Щербатовой — музой стихотворения “На светские цепи”, – он встретил соперника в лице сына французского посланника Эрнеста де Баранта.
В результате –
18 февраля состоялась дуэль, окончившаяся примирением. Лермонтов тем не менее был предан военному суду; под арестом его навещают друзья и литературные знакомые. Под арестом состоялось новое объяснение Лермонтов с Барантом, ухудшившее ход дела. В апреле
1840 был отдан приказ о переводе поэта в Тенгинский пехотный полк в действующую армию на Кавказ. В июне он прибыл в Ставрополь, в главную квартиру командующего войсками Кавказской линии генерала П. X. Граббе, а в июле уже участвует в стычках с горцами и в кровопролитном сражении при реке Валерик.
Вторая ссылка на Кавказ кардинальным образом отличалась от того, что ждала его на Кавказе несколькими годами раньше: тогда это была приятная прогулка, позволившая Лермонтову знакомиться с восточными традициями, фольклором, много путешествовать.
Теперь же его прибытие сопровождалось личным приказом императора не отпускать поэта с первой линии и задействовать его в военных операциях. Прибыв на Кавказ, Лермонтов окунулся в боевую жизнь и на первых же порах отличился “мужеством и хладнокровием”; так выражалось официальное донесение. В стихотворении “Валерик” и в письме к Лопухину Лермонтов ни слова не говорит о своих подвигах.
В
1840 году вышло единственое прижизненное издание стихотворений Лермонтова, в которое он включил около 28 стихотворений.
Зимой
1841 года, Михаил Лермонтов оказался в отпуске в Петербурге. Его представляют к награде за храбрость, но Николай I отклоняет представление. Лермонтов пытался выйти в отставку, мечтая полностью посвятить себя литературе. Его интересует духовная жизнь Востока, с которой он соприкоснулся на Кавказе; в нескольких своих произведениях он касается проблем “восточного миросозерцания” (”Тамара”, “Спор”).
14 апреля 1841, не получив отсрочки, Лермонтов возвращается на Кавказ.
Уезжал из Петербурга он с тяжелыми предчувствиями – сначала в Ставрополь, где стоял тенгинский полк, потом в Пятигорск. В Пятигорске в доме Верзилиных, произошла его ссора с однокашником по юнкерской школе, майором в отставке Мартыновым, над которым Лермонтов подсмеивался за его воинственный вид и позёрство. Ссора повлекла за собой вызов; не придавая значения размолвке, Лермонтов принял его, не намереваясь стрелять в товарища, и был убит наповал. Дуэль произошла
15 июля. Лермонтов стрелял в сторону, Мартынов — прямо в грудь поэту.
Похороны Лермонтова не могли быть совершены по церковному обряду, несмотря на все хлопоты друзей, официальное известие об его смерти гласило: “15-го июля, около 5 часов вечера, разразилась ужасная буря с громом и молнией; в это самое время между горами Машуком и Бештау скончался лечившийся в Пятигорске М. Ю. Лермонтов”. По словам кн. Васильчикова в Петербурге, в высшем обществе, смерть поэта встретили отзывом: “туда ему и дорога”.
Спустя несколько месяцев Арсеньева перевезла прах внука в Тарханы.
В
1889 году, по всероссийской подписке, поэту воздвигнут памятник в Пятигорске.