Греческий поэт Одисеас Элитис (истинное имя Одисеас Алепуделис) родился
2 ноября 1911 г. в г. Ираклион на о. Крит. Его отец, родом с о. Лесбос, родины Алкея и Сапфо, был владельцем мыловаренного предприятия. С 6 лет О. Элитис жил в Афинах, где закончил школу и вступил на факультет права в Афинский университет, который так и не закончил.
Увлекшись французской поэзией, особенно творчеством П. Элюара, свои первые стихи О. Элитис написал под значительным влиянием сюрреалистической поэтики. Но он старался, как сам со временем сознался, быть "ортодоксальным сюрреалистом", стремился синтезировать приемы этой школы со специфической греческой ментальностью. Как-не-как, в его родной стране была живой традиция литературы, которая насчитывала двадцать пять столетий.
В
1936 г. вышла первая книжка стихов "Ориентиры, само название которой свидетельствует, что поэт в этом мире знал свое место, имел свое видение окружающей жизни и должен был высказать его.
Эта книга поразила современников чистотой жизнерадостного восприятия красоты. Восхищенное преклонение перед богатством природы, которая воспринимается в вечном цветении, в бушевании свежих сочных красок, опьянение от даров юности и любовь будто бросили вызов (как "гранатовое сумасшедшее деревце" из стиха Элитиса " В пасмурной бездне мира") меланхолии, которая сгущалась в греческой послевоенной поэзии". Тогда же в "Письме относительно сюрреализма" (
1938) О. Элитис писал, что создал много сюрреалистических стихов, но не напечатал их и не напечатает никогда, потому что надо направлять "автоматическое письмо" в соответствующее русло. И действительно, в импульсивном ассоциативном своем стиле он старался найти уравновешенность, которая создавала бы целостную гармонию.
В "Дневнике невидимого апреля" (опубликован в
1981 г.) О. Элитис будто "проигрывал" свою жизнь и создавал одновременно какую-то модель жизни. На чудо, обостренное ощущение времени фиксируют картины, которые хранятся в памяти. О. Элитис писал, остро ощущая окончание своего существования, где ощутимый дух стоицизма. Упоминая произведения середины 1930>- годов, о которых упоминалось раньше, он сознавался, что "использовал всю отпущенную ему красоту". И действительно, читая сейчас эти произведения, удивляешься, как много тогда было ему отпущено красоты и таланта.
На войну О. Элитис пошел добровольцем, воевал против войск Муссолини. Его "Героическая и элегическая песнь по погибшему в албанской кампании младшему лейтенанту" (
1945) стала настоящей симфонией духа для греческой молодежи. Элитис сумел "проникнуть в национальный дух и таким образом говорил не только с самым собой, а и всем своим народом". После окончания Второй мировой войны он работал в радиожурналистике и газетах, а с
1918 г. четыре года жил в Париже, где изучал литературу в Сорбонне, увлекался искусством, подружился с П. Пикассо и А. Матиссом. Возвратившись на родину, работал над вершинным своим произведением – поэмой "Достойно есть!" (
1960, первой удостоенная Государственной премии в стране за поэзию). Она состоит с трех частей: "Творение", "Страдание", "Прославление". Как заметили критики, произведение написано как литургия греческой православной церкви. Автор создал его на живом разговорном языке. Лирические части центрального полотна триптиха построенв по законам византийской литургийной поэзии. Но объектом поэмы есть не религиозные образы, а Греция, страждальный путь ее народа к свободе. Каждая ее строка излучает искреннюю взволнованную любовь к родной земле, к ее неизвестным солдатам-мученикам. И везде не менее живая и искренняя любовь к родной истории от ее древнейших времен".
Во время правления в Греции "черных полковников" О. Элитис выехал в Париж, где создал две книги поэзий "Царь-Солнце" и "Дерево света и четырнадцатая красота", которые вышли в
1971 г.
На протяжении долгих лет О. Элитис писал поэму "Мария Нефели" (
1978), до того в
1974 г. вышли два сборники стихов и книга эссе, поэт был удостоен звания доктора философии в Салониках. Когда же композитор Микис Теодоракис написал музыку к поэме "Достойно есть!", это стало значительным культурным событием для всей Греции.
Нобелевской премии О. Элитис удостоился в
1979 году "за поэтическое творчество, которое, опираясь на греческую традицию, с чувством и интеллектуальной проникновенностью изображает борьбу современного человека за свободу и независимость". Выступая на вручении премии, О. Элитис заметил, что это награда не для него, а для Греции, а уже после получения Нобелевской премии справедливо подчеркнул, что "преимущество греческого языка заключается в том, что хоть им разговаривают лишь несколько миллионов людей, он обеспечивает греческой культуре хотя и ограниченное географическое пространство, однако безграничнное временное".