inJournal

Фредерик Пол

(26.11.1919 – 2.9.2013)
Американский прозаик и редактор, один из ведущих представителей научной фантастики США. Родился в Нью-Йорке, учился в Высшей технической школе (Бруклин), но не закончил ее, полностью переключившись на литературную деятельность; активный фэн в 1930-е гг., Пол был одним из организаторов (вместе с Айзеком Азимовым, Джеймсом Блишем, Сирилом Корнблатом, Робертом Лаундсом, Деймоном Найтом и др.) группы «Футурианцев». Во время второй мировой войны служил в ВВС США, принимал участие в боевых действиях в Италии. В послевоен. десятилетия П. работал литагентом и ред. ряда журналов НФ (первый свой журнал он редактировал еще до войны), а в 1971-1979 гг. редактировал НФ в издательствах «Эйс букс» (Ace Books) и «Бэнтам букс» (Bantam Books) (1973-1979). Первые публикации (под разл. псевд.) – «Блуждающий во льдах», «Глаз короля» и «Это юный мир» (все – 1941). Президент Ассоциации американских писателей-фантастов (1974-1976). Президент ВОНФ (Всемирной организации научных фантастов) (1980-1982). Был женат 5 раз, в т.ч., на Джудит Меррил (третьим браком); с 1984 г. состоит в браке с Э.Халл. Живет в Палатайне (шт. Иллинойс).
Ранний период собственно творчества Пола связан с именем Сирила Корнблата, в соавторстве с ним был написан классический роман о рекламной кампании по «продаже Венеры» в близком будущем – «Торговцы космосом» (The Space Merchants) в 1980-е гг. Пол написал роман-продолжение – «Война торговцев» (The Merchant`s War – 1984). Авторы долго не могли найти издательства, которое бы опубликовало роман, пока не встретили издателя-непрофессионала Йэна Баллантайна. Тоже своего рода доброго гения американской научной фантастики. Чтобы читатель сразу составил себе представление об этом человеке – палочке-выручалочке для начинающих авторов, счастливо попавшей в руки молодым соавторам, – скажу только, что Иэну Баллантайну американские читатели обязаны беспрецедентной издательской «раскруткой» знаменитой трилогии Толкина... И именно Баллантайну Пол и Корнблат обязаны славой своей первой книги. Лучшими оказались романы и рассказы, написанные в соавторстве с Корнблатом: «В поисках неба» (1954), «Гладиатор в законе» (1955) и «Волчья отрава» (1959).
Произведения короткой формы, написанные вместе с Корнблатом, Пол впоследствии собрал в сборник «Эффект удивления», вышедший в 1962 году, – через четыре года после скоропостижной смерти друга и соавтора (в увеличенном составе сборник выходил также под названиями «Критическая масса» и «Перед началом Вселенной»). А их совместный рассказ «Встреча» был восстановлен Полом по рукописи только к 1971 году – чтобы в следующем принести ему (а также посмертно Корнблату) первую премию «Хьюго» за собственно литературное произведение в 1973 г (а также посмертно Корнблату). Как правило, романы двух авторов – это остросоциальные сатирические произведения, ныне ставшие классикой жанра.
В последующие два десятилетия писатель реже выступал с произведениями короткой формы, однако снижение «вала» не сказалось на качестве: среди рассказов и повестей этого периода немало таких, которые входили в антологии «лучшего за год». В первую очередь это многоплановая и во многих отношениях скандальная повесть «Золото на конце звездной дуги» (1971), также выделяется – и отмечен премией «Хьюго» – рассказ «Ферми и стужа» (1985), в котором автор дает двоякий ответ на знаменитый вопрос «атомного» физика Ферми: если во Вселенной есть разум, почему он молчит?
Большинство своих как ранних, так и более поздних работ, автор представляет в 25 сборниках, которые он регулярно выпускает начиная с 1956 (первый сборник «Переменные токи» («Alternating Currents»).
С 1954 г. по 1991 г. в соавторстве с Д.Уильямсоном написаны добротные образцы приключенческой и детской НФ – это трилогия о завоевании океана, а также трилогия «Дитя звезд», 1969 г. и дилогия «Сага Кукушки», 1983 г. В соавторстве с Лестерем Дель Реем (под общим псевдонимом Эдсон Мак-Кан) выпущен роман «Предпочтительный риск» (Preferred Risk – 1955).
В послевоеное десятилетия Пол работал литагентом (в частности Айзека Азимова) и редактором ряда журналов НФ (до 1969 г. издавал журналы «If» и «Galaxy» – с 1966 по 1968 редактируемый им журнал «If» ежегодно получал «Хьюго»), а в 1971-1979 гг. редактировал научно-фантастические издания в двух крупнейших издательствах Эйс букс и «Бэнтам букс» (1973-1979).
Крупные произведения, как уже говорилось, никогда не относились к сильной стороне сольного творчества Пола. Тем неожиданней оказалась вторая половина 1970-х годов, когда, сбросив с себя редакторские путы, писатель поразил читателей и критиков мощным творческим выбросом – и именно в «романной» форме. Первый шумный успех выпал на долю романа «Человек с плюсом» (1976), удостоенного другой высшей премии –«Небьюла». Психологическая драма киборга, специально сконструированного для выполнения тяжелой работы на осваиваемом землянами Марсе, совсем недавно получила своеобразное развитие: в 1994 году Пол в соавторстве с Томасом Т. Томасом выпустил роман-продолжение «Марс с плюсом». И все же самый неожиданный поворот в творческой биографии Фредерика Пола пришелся на последние пятнадцать лет. Когда вышли в свет его самые значительные (если не, считать «Торговцев космосом») романы, в первую очередь – из серии о Звездных Вратах и контакте с цивилизацией хичи. Первый роман цикла – роман «Врата», вышедштй в 1977 году принес автору полный букет всех высших премий в жанре – «Хьюго», «Небьюлу», журнала «Локус», Мемориальную имени Джона Кэмпбелла (кстати, еще в повести «Торговцы Венерой» (1971) впервые содержится упоминание о галактической сверхцивилизации «хичи»).
Другим интересным поворотом за последние десятилетия стало более частое и более целенаправленное вторжение Пола-фантаста в сферу политики. То, что интерес писателя не случаен, подтверждается и солидной статьей «Политическая научная фантастика». Творчество Пола-«политика» не ограничивается воззваниями. Многие его романы последних лет – «Джем: создание утопии» (1979), «Холодная война» (1981), «Восход Черной Звезды» (1985) и другие, а также короткие повести «Числом превосходя живущих» (1990) и «Остановка на Медленном Году» (1991) – как раз и представляют (с разной степенью успеха) собой образцы столь не любимой многими фантастики социальной, «проблемной». И конечно, прямым – во многом публицистическим – откликом на текущую политику стал едва ли не самый успешный в коммерческом отношении (единственный, выбившийся в национальные бестселлеры!) нефантастический роман Пола, название которого говорит само за себя: «Чернобыль» (1987). Также к «социальной фантастике относится цикл новелл о близком будущем Нью-Йорка вышел под одной обложкой как «Годы города» [The Years of The City] (1984; Мемориальная премия им. Джона Кэмпбелла-85)
В 1992 г. Пол был награжден премией «Великий Мастер».
Проблемам кинофантастики посвящена монография Пола «Научная фантастика: исследования в области кино» («Science Fiction: Studies in Film») (1982), написанная в соавторстве с сыном, Фредериком Полом IV-м.
Президент Ассоциации американских писателей-фантастов (1974-(1976). Президент ВОНФ (Всемирной организации научных фантастов) (1980-1982). Проживает в Палатайне (шт. Иллинойс). Член Американского астронавтического общества и аналогичного Британского межпланетного. Член Нью-Йоркской академии наук.
obzor.city

Календарь


26 ноября 1919 года – В Нью-Йорке родился американский писатель-фантаст, редактор Фредерик Пол («Врата», «Ферми и стужа», «Восход чёрной звезды»), лауреат премий «Небьюла», «Хьюго» и «Локус».
2 сентября 2013 года – В Палатине, пригороде Чикаго в возрасте 93 лет скончался американский писатель-фантаст, редактор Фредерик Пол («Врата», «Ферми и стужа», «Восход чёрной звезды»), лауреат премий «Небьюла», «Хьюго» и «Локус».

Премии