Американский прозаик и редактор, один из ведущих представителей научной фантастики США. Родился в Нью-Йорке, учился в Высшей технической школе (Бруклин), но не закончил ее, полностью переключившись на литературную деятельность; активный фэн в 1930-е гг., Пол был одним из организаторов (вместе с
Айзеком Азимовым,
Джеймсом Блишем,
Сирилом Корнблатом, Робертом Лаундсом,
Деймоном Найтом и др.) группы «Футурианцев». Во время второй мировой войны служил в ВВС США, принимал участие в боевых действиях в Италии. В послевоен. десятилетия П. работал литагентом и ред. ряда журналов НФ (первый свой журнал он редактировал еще до войны), а в
1971-
1979 гг. редактировал НФ в издательствах «Эйс букс» (Ace Books) и «Бэнтам букс» (Bantam Books) (
1973-
1979). Первые публикации (под разл. псевд.) – «Блуждающий во льдах», «Глаз короля» и «Это юный мир» (все –
1941). Президент Ассоциации американских писателей-фантастов (
1974-
1976). Президент ВОНФ (Всемирной организации научных фантастов) (
1980-
1982). Был женат 5 раз, в т.ч., на Джудит Меррил (третьим браком); с
1984 г. состоит в браке с Э.Халл. Живет в Палатайне (шт. Иллинойс).
Ранний период собственно творчества Пола связан с именем
Сирила Корнблата, в соавторстве с ним был написан классический роман о рекламной кампании по «продаже Венеры» в близком будущем – «Торговцы космосом» (The Space Merchants) в 1980-е гг. Пол написал роман-продолжение – «Война торговцев» (The Merchant`s War –
1984). Авторы долго не могли найти издательства, которое бы опубликовало роман, пока не встретили издателя-непрофессионала Йэна Баллантайна. Тоже своего рода доброго гения американской научной фантастики. Чтобы читатель сразу составил себе представление об этом человеке – палочке-выручалочке для начинающих авторов, счастливо попавшей в руки молодым соавторам, – скажу только, что Иэну Баллантайну американские читатели обязаны беспрецедентной издательской «раскруткой» знаменитой трилогии Толкина... И именно Баллантайну Пол и
Корнблат обязаны славой своей первой книги. Лучшими оказались романы и рассказы, написанные в соавторстве с
Корнблатом: «В поисках неба» (
1954), «Гладиатор в законе» (
1955) и «Волчья отрава» (
1959).
Произведения короткой формы, написанные вместе с
Корнблатом, Пол впоследствии собрал в сборник «Эффект удивления», вышедший в
1962 году, – через четыре года после скоропостижной смерти друга и соавтора (в увеличенном составе сборник выходил также под названиями «Критическая масса» и «Перед началом Вселенной»). А их совместный рассказ «Встреча» был восстановлен Полом по рукописи только к
1971 году – чтобы в следующем принести ему (а также посмертно
Корнблату) первую премию «Хьюго» за собственно литературное произведение в
1973 г (а также посмертно
Корнблату). Как правило, романы двух авторов – это остросоциальные сатирические произведения, ныне ставшие классикой жанра.
В последующие два десятилетия писатель реже выступал с произведениями короткой формы, однако снижение «вала» не сказалось на качестве: среди рассказов и повестей этого периода немало таких, которые входили в антологии «лучшего за год». В первую очередь это многоплановая и во многих отношениях скандальная повесть «Золото на конце звездной дуги» (
1971), также выделяется – и отмечен премией «Хьюго» – рассказ «Ферми и стужа» (
1985), в котором автор дает двоякий ответ на знаменитый вопрос «атомного» физика Ферми: если во Вселенной есть разум, почему он молчит?
Большинство своих как ранних, так и более поздних работ, автор представляет в 25 сборниках, которые он регулярно выпускает начиная с
1956 (первый сборник «Переменные токи» («Alternating Currents»).
С
1954 г. по
1991 г. в соавторстве с Д.Уильямсоном написаны добротные образцы приключенческой и детской НФ – это трилогия о завоевании океана, а также трилогия «Дитя звезд»,
1969 г. и дилогия «Сага Кукушки»,
1983 г. В соавторстве с Лестерем Дель Реем (под общим псевдонимом Эдсон Мак-Кан) выпущен роман «Предпочтительный риск» (Preferred Risk –
1955).
В послевоеное десятилетия Пол работал литагентом (в частности
Айзека Азимова) и редактором ряда журналов НФ (до
1969 г. издавал журналы «If» и «Galaxy» – с
1966 по
1968 редактируемый им журнал «If» ежегодно получал «Хьюго»), а в
1971-
1979 гг. редактировал научно-фантастические издания в двух крупнейших издательствах
Эйс букс и «Бэнтам букс» (
1973-
1979).
Крупные произведения, как уже говорилось, никогда не относились к сильной стороне сольного творчества Пола. Тем неожиданней оказалась вторая половина 1970-х годов, когда, сбросив с себя редакторские путы, писатель поразил читателей и критиков мощным творческим выбросом – и именно в «романной» форме. Первый шумный успех выпал на долю романа «Человек с плюсом» (
1976), удостоенного другой высшей премии –«Небьюла». Психологическая драма киборга, специально сконструированного для выполнения тяжелой работы на осваиваемом землянами Марсе, совсем недавно получила своеобразное развитие: в
1994 году Пол в соавторстве с Томасом Т. Томасом выпустил роман-продолжение «Марс с плюсом». И все же самый неожиданный поворот в творческой биографии Фредерика Пола пришелся на последние пятнадцать лет. Когда вышли в свет его самые значительные (если не, считать «Торговцев космосом») романы, в первую очередь – из серии о Звездных Вратах и контакте с цивилизацией хичи. Первый роман цикла – роман «Врата», вышедштй в
1977 году принес автору полный букет всех высших премий в жанре – «Хьюго», «Небьюлу», журнала «Локус», Мемориальную имени Джона Кэмпбелла (кстати, еще в повести «Торговцы Венерой» (
1971) впервые содержится упоминание о галактической сверхцивилизации «хичи»).
Другим интересным поворотом за последние десятилетия стало более частое и более целенаправленное вторжение Пола-фантаста в сферу политики. То, что интерес писателя не случаен, подтверждается и солидной статьей «Политическая научная фантастика». Творчество Пола-«политика» не ограничивается воззваниями. Многие его романы последних лет – «Джем: создание утопии» (
1979), «Холодная война» (
1981), «Восход Черной Звезды» (
1985) и другие, а также короткие повести «Числом превосходя живущих» (
1990) и «Остановка на Медленном Году» (
1991) – как раз и представляют (с разной степенью успеха) собой образцы столь не любимой многими фантастики социальной, «проблемной». И конечно, прямым – во многом публицистическим – откликом на текущую политику стал едва ли не самый успешный в коммерческом отношении (единственный, выбившийся в национальные бестселлеры!) нефантастический роман Пола, название которого говорит само за себя: «Чернобыль» (
1987). Также к «социальной фантастике относится цикл новелл о близком будущем Нью-Йорка вышел под одной обложкой как «Годы города» [The Years of The City] (
1984; Мемориальная премия им. Джона Кэмпбелла-85)
В
1992 г. Пол был награжден премией «Великий Мастер».
Проблемам кинофантастики посвящена монография Пола «Научная фантастика: исследования в области кино» («Science Fiction: Studies in Film») (
1982), написанная в соавторстве с сыном, Фредериком Полом IV-м.
Президент Ассоциации американских писателей-фантастов (
1974-(
1976). Президент ВОНФ (Всемирной организации научных фантастов) (
1980-
1982). Проживает в Палатайне (шт. Иллинойс). Член Американского астронавтического общества и аналогичного Британского межпланетного. Член Нью-Йоркской академии наук.