Павел Рафаэлович Амнуэль (
20 февраля 1944, Баку) – советский и израильский писатель-фантаст, лауреат литературной премии в области фантастики «Аэлита»
2012 года. Кандидат физико-математических наук. Автор романов «Люди Кода», «Тривселенная», «Смещение»
и др., множества повестей, рассказов (в том числе детективных), научно-популярных статей и книг. С 1990 г. живет в Израиле.
Родился
20 февраля 1944 года в городе Баку. В
1967 году окончил физический факультет Азербайджанского государственного университета и в течение 23 лет работал в
лаборатории физики звёздных атмосфер – сначала в Шемахинской астрофизической обсерватории, а с
1979 года – в Институте физики в Баку.
Кандидат физико-математических наук, опубликовал более 70 научных работ и пять книг по специальности. Первая научно-фантастическая публикация – рассказ «Икария Альфа» в журнале
Техника молодежи (
1959, стр. 30-32). В
1990 году эмигрировал в Израиль. Живёт в Бейт-Шеане.
Несмотря на то, что первая научно-фантастическая книга – сборник «Сегодня, завтра и всегда» – увидела свет только в
1984 году, её автор уже без малого четверть века считался одним из ведущих мастеров[1] «твёрдой» (естественнонаучной) фантастики, последователем и соратником
Генриха Альтова. Как правило, герои произведений Амнуэля – люди творческие, смело штурмующие неразрешимые научные проблемы. Таков Ноэль Бельчер из рассказа «Третья сторона медали» (
1968 – в соавторстве с Романом Леонидовым), художник, обнаруживший на Марсе послания далёкой цивилизации; таков Игорь Астахов, герой рассказа «Странник» (
1975) и повести «Крутизна» (
1975), учитель и учёный, создавший науку об ошибках – эрратологию, ставший всемогущим и ушедший «пешком» к звёздам; таковы «вариаторы» из рассказа «Иду по трассе» (
1973) – люди с изменённым генетическим механизмом, способные жить в неземных условиях, – и их создатели. Основной сюжет рассказа «Преодоление» (
1981) – установление контакта с обитателями далёкой нейтронной звезды – соединён с рассуждениями о проблемах гениальности, экологии космоса, об исследовании научных проблем с помощью приёмов фантазирования. В рассказе «Звено в цепи» (
1981) находят и учатся общаться друг с другом совершенно разные существа: межгалактическое газовое облако, мыслящее поле тяжести и земной человек; в этой цепочке разумов отсутствует звено: четвёртая, отличная от всех, цивилизация самоуничтожилась. Проблема ответственности каждого за всех наиболее ярко и отчетливо высвечена в одном из лучших рассказов Амнуэля и всей советской научной фантастики[1]
1980-х годов – «Через двадцать миллиардов лет после конца света» (
1984), где проведено прямое соответствие между существованием жизни на Земле и Вселенной в целом; в рассказе органично соединены два сюжетных плана: политическое противостояние сверхдержав в настоящем, чреватое ядерной войной, и воспоминания некогда «разумной Вселенной», обитатели которой успели истребить и её и себя, дав начало разбеганию галактик. Теме контакта, необходимости жертвовать чем-то для достижения понимания, посвящена и повесть «Сегодня, завтра и всегда» (
1984), также объединяющая совершенно различные формы разума.
Советский период в творчестве Амнуэля завершился публикацией повестей «Взрыв» (
1986), «Бомба замедленного действия» (
1990) и «Высшая мера» (
1990). Герой повести «Взрыв», гениальный американский ученый-биолог, открывает средство против рака и вместе с этим приобретает качества сверхчеловека; столкновение героя (ставшего также своего рода мессией, несущим человечеству новые идеи) с политиками и военными, встревоженными появлением идеалиста-сверхчеловека, составляет острый сюжет повести. Идея повести «Бомба замедленного действия»: человечество является для Вселенной своеобразной «бомбой замедленного действия», которая однажды «сработает» и спасёт мироздание от гибели.
В течение израильского периода Амнуэль опубликовал в периодической печати несколько сотен научно-фантастических рассказов, составивших циклы «Что будет, то и будет» (
2002) и «Странные приключения Ионы Шекета» (
2005; аллюзия на Ийона Тихого, ивр. ше?кет? – тишина), а также НФ романы «Люди Кода» (
1997,
2006,
2008), «Тривселенная» (
2000,
2004), «Дорога на Элинор» (
2008). Научно-фантастическая проблематика этих романов и большинства рассказов – место и роль человека в системе мироздания, ответственность человека перед собой и миром, в котором он живёт, влияние человека и человечества на процессы, происходящие во Вселенной.
В детективно-фантастических повестях «Шесть картин» (
2004), «Удар гильотины» (
2004), «Полёт сокола» (
2003), «Что там, за дверью?» (
2005), «Маленький клоун с оранжевым носом» (
2006) и др., Амнуэль популяризирует малоизвестные читателю идеи многомирия и предлагает новые НФ идеи, описывающие жизнь человека и человечества во Вселенной, состоящей из множества миров.
Кроме того, автор реалистического детективного романа «Чисто научное убийство» (
2002), цикла детективных повестей об израильском адвокате Амосе Лапиде и цикла детективных новелл «Расследования Бориса Берковича» (в книге «Салат из креветок с убийством»,
2008).
Также автор ряда работ по истории НФ и развитию творческого воображения («Звёздные корабли воображения»,
1988), совместно с Генрихом Альтовым им разработана шкала «Фантазия-2» для оценки новизны, убедительности, человековедческой и художественной ценности НФ идей (
1986).