Югославский прозаик Иво Андрич родился
9 октября 1892 года в селе Долак возле Травника в Боснии, в семье ремесленника. В трехлетнем возрасте Иво с матерью после смерти отца переехали в Вишеград. Учеником гимназии в Сараево Андрич вступил в организацию "Млада Босна", которая выступила против гнета Австро-Венгерской империи. Когда же член этой организации Гаврила Принцип убил эрцгерцога Франца-Фердинанда, И. Андрич был заключен в тюрьму на три года. В тюрьме он написал стихи, которые были опубликованы после войны: "Из моря" (
1918) и "Смятение" (
1919).
Он учился в университетах Загреба, Вены, Кракова, в
1923 г. защитил диссертацию "Развитие духовной жизни в Боснии под влиянием турецкого господства", стал профессиональным дипломатом. Тогда же он глубоко изучал историю своего края, европейских стран, особенно обращал внимание на легенды, пересказы. Находясь в Испании, он написал эссе "Разговоры с Гойей" (
1935), где заметил: "Надо слушать легенды – следы столетних коллективных усилий – и с их помощью отгадывать, насколько возможно, суть нашей судьбы". С первых произведений он старался идти "в глубину", – к источникам. Уже в первом рассказе "Путь Алии Джерзслеза" (
1919) мы видим разработку народной легенды о герое, который вне поля боя – обычный человек, который мучается жадностью красоты и неразделенной любовью.
Первый сборник "Рассказы" (
1924) был высоко оценен критикой, отмеченный премией Королевской академии. Последующие книги рассказов (
1931,
1936), куда вошли по шесть произведений, были событиями в литературной жизни. Работая дипломатом, И. Андрич исследовал архивы Белграда, Сараева, Вены, Стамбула и Венеции. Он искал материалы о прошлом Боснии, изучал связи, которые соединяли прошлое и "вечное".
С
1939 по
1941 г. И. Андрич – посол Югославии в Германии. Лишь за несколько часов до бомбардировки Белграда он вернулся на родину, пять лет оккупации находился будто под домашним арестом в своей квартире. Во времена оккупации он не опубликовал ни строчки, хотя все три романа, которые позже принесли ему мировую славу, были написаны в то время, но вышли в
1945 г.
Первый роман "Травницкая хроника" (
1942) имеет подзаголовок "Кошульские времена". Он охватывает важный период истории Боснии с
1807 по
1814 год. Это время наполеоновских войн, когда рядом с боснийскими турками, визирами и их свитой действуют "европейцы" – французский консул Давиль и его помощник Дефоссе, австрийский консул фон Митерер. Художественная задача, поставленная в романе, была необыкновенной и трудной – показать боснийский мир накануне важного поворота истории, но еще не сам поворот, лишь предчувствия его, глухое, подземное противоборство социальных сил – внутренних и внешних, от которых зависело будущее Боснии.
Еще в рассказе "Мост на Жепе" (
1925) И. Андрич писал о красоте сооружений, созданных человеческими умом и руками. И в романе "Мост на Дрине" именно мост стал метафорой времени. Временная протяжность произведения – почти пятьсот лет подневольной истории Боснии, которая заканчивается
1914 годом, началом Первой мировой войны. Это самобытный "роман в новеллах", хотя фрагменты не всегда завершены. В нем описано несколько достопримечательностей Испании. Роман построен приблизительно так, как в действительности мост на Дрине, – одиннадцать пролетов и арка посредине – одиннадцать новелл... История отбивается в судьбе моста, постепенно превращается в основную категорию исследования истории края". Сначала, на протяжении десятилетий, а то и столетий жители с обеих сторон моста дружат, но в их жизнь врывается "большая" история – обычное состояние бытия поломано, льется кровь, мост обстреливает артиллерия. Ломается жизнь людей, ведь мост стал не только центром их жизни, а и узловой точкой мироощущения жителей Вишеграда, воплощением их местной мифологии.
Третий роман "Барышня" (
1945) И. Андрич посвятил анализу такого человеческого недостатка, как жадность. "Ни в жизни, ни в литературе эта проблема для меня не была неизвестной... Я спросил себя: только ли мужчини бывают скрягами? Я решил ввести в литературу образ женщины, которая живет деньгами", – писал И. Андрич. Главная героиня романа – молодая женщина, вся жизнь которой прошла под знаком накопления. Кое-кто из исследователей считал произведение неудачным для Андрича, для другого же автора то была бы удача.
В романе "Проклятый двор" (
1954) среди различных узников стамбульской тюрьмы И. Андрич показал и невиновного человека, ученого и мечтателя Чамила. И главная проблема, которая мучит героев: если в мире есть что-то нетленное, неминуемое, что может уцелеть под разрушающим действием времени, то что это такое?
Последнее произведение "большой прозы" – незаконченный роман "Омер-паша Латас". Андрич выбрал город Сараево для изображения периода восстания в Боснии в начале 50-х лет XIX столетия. Писатель особенно остро ставит проблему яничарства или манкуртства, суть которой в отказе ради карьеры от языка, веры, родины.
В
1961 г. И. Андрич стал лауреатом Нобелевской премии "за силу эпического дара, которая позволила полностью раскрыть человеческие судьбы и проблемы, связанные с историей его страны". Зная, что его часто обвиняют в узости тематики (только история), Андрич заметил, что все истории мира – это одна история о сути человеческого существования.
"Человек рождается без своего ведома и своей воли. И вот она брошена в океан бытия. Нужно плыть. Жить. Быть самым собой. Выдержать давление всего окружающего, все столкновенья, непредвиденные поступки, свои и чужие, которые чаще всего сверх меры наших сил. А превыше всего надо еще выдержать и свое осознание всего этого. Словом, быть человеком", – подчеркивал И. Андрич в своей речи.
В последние годы И. Андрич был основателем и главой Союза писателей, депутатом и академиком.
Умер
13 марта 1975 г. Через год после его смерти вышла книга неопубликованных новелл "Дом на окраине".