Александр Петрович Казанцев родился
2 сентября 1906 года в Акмолинске. Окончил Томский технологический институт, работал инженером-механиком на Белорецком металлургическом заводе, затем занялся изобретательством и перешел на работу во Всесоюзный научно-исследовательский институт электромеханики. В фантастике дебютировал в
1936 году, заняв 1-е место на конкурсе киносценариев с написанным вместе с И. С. Шапиро сценарием фантастического фильма «Аренида», который позже стал сюжетной основной романа «Пылающий остров». Публикация романа (в
1940–
1941 годах его печатала с продолжением газета «Пионерская правда», исправления и дополнения
1957; исправления
1962, исправления
1975) стала началом 60-летней литературной карьеры Александра Казанцева.
С первых дней войны находится в армии, делает важное оборонное изобретение, за что ему было присвоено звание воен-инженера III ранга с назначением командиром спецчасти и главным инженером завода, вскоре превращенного в научно-исследовательский институт. Испытывал новую технику в боевых условиях на Крымском фронте весной
1942. В
1944 получает звание полковника и новое назначение, вместе с армией входит в Будапешт и Вену.
Описание взрыва атомной бомбы в Хиросиме и Нагасаки (6 авг.
1945) напоминает ему подробности катастрофы в Тунгусской тайге в
1908, и он пишет рассказ «Взрыв», вызвавший яростные дискуссии. Организует экспедицию к месту взрыва и участвует в ней.
При содействии А.Фадеева получает возможность совершить два рейса на ледоколе «Георгий Седов» и посетить множество полярных станций. Пишет серию полярных новелл: «Против ветра» (
1950), «Гость из космоса» (
1958).
Уже в
1941 году появляется в печати фрагмент его романа «Арктический мост» (полностью опубликован
1946 году), в
1952 году издается «Мол „Северный“» (переработан в
1956 году в роман «Полярная мечта», а в
1970 году – в роман «Подводное солнце»), а в
1964 году – роман «Льды возвращаются». Казанцев очень точно и совершенно буквально воспринял эстетические и идеологические установки своего времени и его романы идеально соответствовали «линии партии». В значительной степени именно они сформировали базис так называемой «фантастики ближнего прицела» и «антиимпериалистической» фантастики. Роман «Внуки Марса» (
1963, другое название – «Планета бурь»), был экранизирован Павлом Клушанцевым в
1962 году под названием «Планета бурь».
Уже в
1960-е годы проза Александра Казанцева стала выглядеть архаичной по сравнению с произведениями авторов, начавших публиковаться после выхода революционной «Туманности Андромеды» Ивана Ефремова. Казанцев чувствовал происходящие в литературе изменения, но эстетически и идеологически принять их не мог, а потому занял позицию активного консерватизма, которой последовательно придерживался всю оставшуюся жизнь. В его критике и публицистике произведения других авторов часто рассматриваются с позиций соответствия «линии партии», что в те времена могло послужить поводом для идеологических репрессий против критикуемых.
Возвращение Казанцева к активной литературной работе состоялось в начале
1970-х, когда режим Брежнева уже вполне утвердился и «оттепель»
1960-х годов окончательно ушла в прошлое. В этот период им написаны романы «Сильнее времени» (
1973), «Фаэты» (
1974), «Купол Надежды» (
1980), которые были архаичны по стилистике и наивны по языку, однако по-прежнему строго выдержаны с идеологической точки зрения. В это время выходят несколько собраний сочинений Казанцева, а сам он становится одним из активных «моторов» так называемой «молодогвардейской» школы фантастики.
В
1981 году Казанцев публикует автобиографию «Пунктир воспоминаний» – весьма характерный документ, по которому вполне можно составить представление о том, какую роль отводил себе писатель в истории науки и литературы. В том же
1981 году за вклад в развитие фантастики Казанцев был удостоен премии «Аэлита».
В
1980-е годы Александр Казанцев издает романы о Пьере Ферма («Острее шпаги»,
1984) и о Сирано де Бержераке («Клокочущая пустота»,
1986), где пытается соединить свои обычные фантастические идеи с антуражем «мушкетерского» исторического романа. Произведения следующих лет вполне укладываются в уже освоенные им темы – это трилогия коммунистических утопий «Тайна нуля», «Донкихоты Вселенной» и «Спустя тысячелетие» (переизданы в
1997 году), дилогия «Иномиры» (
1997) и историко-фантастическая дилогия «Звезда Нострадамуса» (
2000). В
2001 году был издан также фантастико-автобиографический роман «Фантаст», написанный в соавторстве с Никитой Казанцевым.
Роль Александра Казанцева в истории отечественной фантастики многократно подвергалась крайне резким оценкам, как этическим, так и эстетическим, однако невозможно отрицать, что его ранние книги стали заметными вехами в развитии русской НФ.
Александр Петрович Казанцев скончался
13 сентября 2002 года на своей даче в Переделкино.