Происходил из семьи судейских чиновников. Получил образование в Эколь де Шарт – высшем архивно-историческом учебном заведении. С самого начала писателя привлекала проблема становления человеческой личности, формирования характера. Пафос романа "Жан Баруа" (
1913, русский перевод
1958) – в утверждении идеалов демократии и философии материализма. Распад человеческих отношений под влиянием золота рисуется в повести "Старая Франция" (
1933, русский перевод
1934).
Главное произведение – многотомный роман "Семья Тибо" (Нобелевская премия,
1937; русский перевод
1936,
1959,
1972), начат в жанре семейной хроники ("Серая тетрадь",
1922; "Исправительная колония",
1922; "Солнечная пора",
1923; "День врача",
1928; "Сестрёнка",
1928; "Смерть отца",
1929), которая перерастает в политический роман, в широкую картину французской действительности начала 20 века. "Семья Тибо" завершалась в 30-е годы ("Лето
1914 года",
1936; "Эпилог",
1940), в обстановке движения Народного фронта. Под пером М. дю Г. рассказ о распаде буржуазной семьи перерастает в историю упадка целого класса. Жизненный путь главы семейства Оскара Тибо, пришедшего к полному "очерствению", – характерный пример того, как общество калечит человека. Различным формам эгоизма, индивидуализма писатель противопоставляет идеал гармоничной деятельного человека. Антуан Тибо, талантливый детский врач, в конце 1-й мировой войны
1914–
1918 перед смертью находит в себе силы осудить избранный им путь компромиссов. Младший из братьев Жак от протеста против семейного деспотизма приходит к революционной деятельности и трагически гибнет, пытаясь в одиночку преградить путь империалистической войне. В лице Жака Тибо автор создал образ бунтаря и подвижника, выступающего против буржуазного общества. В "Лете 1914 года" даётся строго документированное описание подготовки 1-й мировой войны империалистическими державами, показан крах 2-го Интернационала.
Как романист М. дю Г. стремится к максимальной объективности, его герои раскрываются в действии и диалоге. Его произведениям присущи характерные черты французской классической литературы: широта социальной панорамы, этический пафос, ясность мысли и чёткость её выражения. В создании крупных человеческих характеров, в стремлении постигнуть "диалектику души" французский писатель опирался на опыт своего любимого автора –
Л. Н. Толстого. Творчество М. дю Г. знаменует существенные сдвиги в развитии французского критического реализма. В годы 2-й мировой войны
1939–
1945 писатель занимал антифашистскую патриотическую позицию. В "Автобиографических и литературных воспоминаниях" (
1955) он защищает реалистические взгляды на искусство.