Прославленный романист появился на свет в обеспеченной семье. Будучи последним из пяти детей, он рано лишился отца, воспитывался глубоко религиозной матерью и важнейшим событием своей жизни всегда считал первое причастие. Мориак получил филологическое образование в университете Бордо, затем в парижской Сорбонне. Его литературная деятельность началась в
1909 с публикации первого сборника спиритуалистических стихотворений «Руки, сложенные для молитвы» (в русском переводе «Молитвы»). Молодого поэта заметил
Гийом Аполлинер, обстоятельную статью о сборнике написал Морис Баррес, писатель-«почвенник», оказавший сильное влияние на Мориака, который вскоре обратился к прозе: его первый роман «Дитя под бременем цепей» (
1913) также был благожелательно принят в литературных кругах. Мориак получает поддержку корифеев –
Марселя Пруста и
Андре Жида, а в двадцатые годы уже сам выступает в качестве покровителя начинающих романистов-католиков Жоржа Бернаноса и
Жюльена Грина. Самым плодотворным для писателя оказался период между двумя войнами, когда появились романы «Поцелуй, дарованный прокаженному» (
1922), «Прародительница» (
1923), «Огненный поток» (
1924), «Пустыня любви» (
1925), «Тереза Дескейру» (
1927), «Клубок змей» (
1932), «Тайна Фронтенака» (
1933), «Конец ночи» (
1935), «Дороги к морю» (в русском переводе «Дороги в никуда»,
1939); пьеса «Асмодей» (
1938), а также религиозно-философские сочинения «Бог и Маммона» (
1929), «Муки и счастье христианина» (
1931), «Жизнь Иисуса» (
1935). В годы оккупации Мориак принимал участие в Сопротивлении и напечатал в подпольном издательстве публицистическую книгу «Черная тетрадь» (
1943), осуждавшую коллаборационизм. Однако в послевоенный период писатель решительно и последовательно осудил внесудебные расправы над теми, кого подозревали в связях с немцами: защищая жертв так называемых «чисток», он завоевал репутацию «совести нации».
После войны Мориак публикует роман «Фарисейка» (
1941) и повесть «Мартышка» (
1951), но основное внимание уделяет работе журналиста и публициста. Ему всегда хотелось иметь собственный журнал, но все три попытки («Кайе де л"Амитье де Франс», «Вижиль» и «Ла Табль Ронд») окончились неудачей. Тем не менее, он стал ведущим колумнистом сначала в газете «Фигаро», затем «Экспресс». Мориаку принадлежат также книги воспоминаний «Внутренние мемуары» (
1959) и «Новые внутренние мемуары» (
1965). В
1933 он был избран во Французскую академию, в
1952 он был удостоен Нобелевской премии по литературе «за проникновенный анализ человеческой души в форме романа». Его сын Клод также стал известным писателем.
Единственная стезя, которая привлекала Мориака, помимо писательского труда, – это профессия священника, духовного наставника. В нем всегда жил проповедник, стремившийся укрепить пошатнувшуюся веру. При этом он не желал, чтобы его считали католическим писателем, предпочитая определение «католик, пишущий романы». Действие многих книг Мориака происходит в прибрежных бордосских Ландах, на малой родине, воплощающей для него природное начало, без которого невозможно сохранить начало духовное. Однако он далек от идеализации патриархальности, в которой почвенники видели спасение человечества: главным для него является глубокая внутренняя связь с природой, позволяющая человеку соприкоснуться с вечностью и понять свое истинное предназначение. Почти все произведения Мориака, вплоть до предсмертного автобиографического романа «Подросток былых времен» (
1969), посвящены проблемам семьи, которую он считал микровселенной, где происходят свои войны и где люди, соединившиеся ради любви, «предаются ненависти». Определяя себя как «метафизика, работающего на конкретном материале», он формулирует основные темы своего творчества следующим образом: «Конфликт Бога и человека в религии, конфликт мужчины и женщины в любви, конфликт человека с самим собой». Писатель показывает человека противоречивым, многозначным, загадочным существом, чью тайну может постичь лишь Бог, который для Мориака равен любви. Все, что противоположно любви, противоположно Богу и подлежит безоговорочному осуждению. Эгоизм, скупость, холодность, апатия воспринимаются как недостаток любви и, следовательно, грех. Вместе с тем Мориак никогда не делит своих персонажей на «дурных» и «хороших», считая такой подход опасным: человек, пришедший к осознанию своих добродетелей, а затем и непогрешимости, лишается способности к состраданию и, следовательно, впадает в более тяжкий грех, чем те, которые он осуждает.
Энциклопедический словарь. 2009