В
1919 примкнул к дадаизму. В сборниках "Животные и их люди, люди и их животные" (
1920) и "Примеры" (
1921) немало загадочных, заумных стихов. В конце
1924 вкупе с А. Бретоном, Л. Арагоном и др. возглавил группу сюрреалистов; не целиком разделяя их платформу, примыкал к сюрреалистам до
1938. Творчество Элюара всё больше наполнялось демократическим содержанием, ему был во многом чужд сюрреалистский "бунт" супротив разума, языка, культурного наследия. В интимной и философской лирике 20-30-х гг. (сб-ки "Град скорби",
1926; "Сама жизнь",
1932, и др.) Элюар стремится осмыслить действительность в духе утопические мечты о всесильном человеке-чудотворце. В
1936 выступил супротив франкистского мятежа в Испании. В
1939 мобилизован; вернувшись в оккупированный Париж, писал патриотические вирши (сб. "Открытая книжка I,
1938–
1940",
1940; "На нижних склонах",
1942; "Открытая книжка II",
1942). Вступив в компартию, активно работал в подпольной печати.
Стихотворение "Свобода" из книги Элюара "Поэзия и истина
1942 года" (
1942) стало поэтическим знаменем Сопротивления. В сборниках "Лицом к лицу с немцами" (
1942-45) и "Достойные жить" (
1944) гражданская лирика неотделима от лирики любовной. После войны Элюар участвовал в движении борцов за мир. В сборниках "Посвящение" (
1950), "Смочь всё сказать" и "Феникс" (оба
1951) развиваются темы любви, братства, утверждается гражданская точка зрения поэта.