Прозаик и драматург Элиас Канетти родился
25 июля 1905 г. в болгарском городе Рущук (ныне Русе) на Дунае в семье коммерсанта-сефарда, еврея, чьи предки переселились с Пиренейского полуострова. В шестилетнем возрасте Э. Канетти с семьей переехал в Англию, учился там в школе, после смерти отца продолжил обучение в Венском университете, который закончил в
1929 г. В Вене жил после отъезда семьи в Париж до
1938 г., потом переехал в Лондон.
Первые пьесы Э. Канетти написал еще студентом. После встречи с австрийским публицистом К. Краусом, а также с Б. Брехтом, И. Бабелем Э. Канетти задумал цикл с восьми романов о людях, каждый из которых в плену какой-то маниакальной идеи. Он работал одновременно над несколькими из них. Но со временем сосредоточился на произведении под названием "Ослепление", которое в
1935 г. ему удалось опубликовать. После благоприятных отзывов Т. Манна и Г. Броха о романе забыли. Потом его запретили в Германии.
Во время работы над романом Канетти написал две пьесы, которые сейчас называют предшественницами "театра абсурда". "Свадьба" (
1932) – произведение, где в гротескном плане показан инстинкт овладения, неудержимое влечение к чужому. Один из персонажей хочет захватить чужой дом, теща хочет овладеть зятем, невеста нацелилась на богатого старца... Люди ненавидят друг друга, связи между ними распались. И когда падает крыша дома, это будто символ гибели всего общества. Следующая пьеса "Комедия тщеславия" (
1950) – о фантастическом запрете смотреть в зеркало и держать свои фотографии и портреты. Через десять лет состоялся бунт, но потом снова зеркала были уничтожены.
Оригинальной философской пьесой стало произведение Э. Канетти "Ограниченные сроком" (
1952), в котором также изображено условное общество, члены которого знают дату своей смерти. В ладанке, которую герои носят на шее, указан этот срок, но персонаж по фамилии Фюнфциг, наперекор предназначенной дате, продолжает жить дальше, бросая вызов Системе.
Когда в
1946 г. роман "Ослепление" вышел в Англии, а в
1947 – США, о Э. Канетти вторично – одобрительно и более широко – заговорили. Но только мюнхенское издание
1963 г. все поставило на свои места. Премия им. Георга Бюхнера (
1972), премия им. Нелли Закс (
1975), премия им. Готфрида Келлера (
1977) – это еще не все отличия за это произведение.
"Мир больше невозможно изобразить так, как в старых романах, с точки зрения одного писателя, мир распался, и лишь имея мужество показать его в состоянии распада, можно дать о нем истинное воображение", – писал Э. Канетти позже о работе над романом. И действительно, это весьма большое по объему произведение первым в европейской литературе показало угрозу тоталитаризма для человеческого общества. В центре произведения образ ученого-нелюдима Петера Кина, который живет в своем книжном мире. Увидев его страстную любовь к книгам, служанка, сыграв на этом, женит его на себе, а потом выгоняет из дома. Это первая часть романа, которая имеет название "Голова без мира". Вторая – "Безголовый мир" – пребывание Кина "на дне" венского общества. А тем временем жена со швейцаром сдают его книги в ломбард, самого же Кина одурачивает карлик, который грезит званием чемпиона мира по шахматам, но гибнет от рук клиента жены-проститутки. Третья часть "Мир в голове" – жизнь Кина в комнате швейцара, приезд брата-психиатра, возвращение его домой, когда брат выгнал жену и швейцара. Оставшись сам в библиотеке, Кин уже не может работать, он поджигает ее и сам гибнет в пламени. Но это лишь фабула этого глубинного романа, в котором герои являются носителями каких-то человеческих страстей. Это дает возможность оголить устремление персонажей. "Тайные (позорные) порывы, запрятанные (преступные) страсти выведенные наружу, заметны в действиях, реакциях, положениях, в размеченных с театральной выразительностью мизансценах, во внутренних монологах героев, которые оформляют полосу желаний. Суровость замысла и его стилистическое воплощение, умноженные на яркую и смелую образность, сделали роман примечательным художественным документом эпохи – с тех, чьи страницы не желтеют, а буквы на них не выцветают".
На протяжении тридцати лет Э. Канетти работал над исследованием "Масса и власть" (
1960), в котором он рассмотрел проблему функционирования власти и поведение массы, особенно во время единения в общее "мы"; преследуемую массу; "разрядку" для массы. Книга охватывает материал от давних времен до современности. Эта работа стала в один ряд с выдающимися трудами З. Фрейда и X. Ортеги-и-Гассета на аналогичную тематику. Э. Канетти написал три книги мемуаров "Спасенный язык. История одной юности" (
1977), "Факел в ухе" (
1980), "Перемигивание" (
1985), многочисленные статьи о психологии творчества, особенно о Кафке, где анализировал его жизнь и творчество.
В
1981 г. Э. Канетти был удостоен Нобелевской премии "за произведения, отмеченные широтой мировоззрения, богатством идей и художественной силой". На вручении было указано, что роман "Ослепление" для Европы ассоциируется с произведениями Гоголя.