Литературный ежеквартальный журнал в Вестфалии. Выпускается на русском языке в г. Гельзенкирхен (Германия) литературным объединением «Edita gelsen». Был задуман (а литобъединение «Edita Gelsen e.V.» – основано) в 1999 году в немецком городе Гельзенкирхене группой бывших питерцев и москвичей.
Первые два выпуска вышли в 2000 году в качестве «Инфобюллетеня». В течение нескольких лет он выходил ежеквартально объемом в 70 страниц, формата А4 (шрифт «Таймс» №10/95). Журнал публиковал литературные произведения и публицистику литератороведческого направления. Материалы в номер отбирала редколлегия, рукописи не рецензировались и не возвращались. Гонорары за публикации не предусматривались, но авторы в зависимости от объема опубликованной работы получали бесплатно 1-2 экземпляра соответствующего номера журнала. Также, не позднее чем в течение месяца по выходе номера его получали Немецкая национальная библиотека и замельная библиотека в Мюнстере (NRW). Журнал в «бумажном» виде допечатывался по мере надобности по специальным заявкам. При избытке материала журнал компоновался в параллельное издание – журнал «Edita-Klub». Если же произведение, поступившее за квартал, превышало и этот объем, он мог быть собран в альманах «Portfolio» (выходил с разовыми книжными номерами ISBN).
В 2013 году редакция неожиданно заявила, что журнал прекращает свою деятельность, а его 58-ой номер должен был стать последним. Дело в том, что после проведенной в Германии налоговой реформы некоммерческий, но слишком популярный литературный журнал перестал подпадать под льготную категорию, а конкурировать с изданиями коммерческими и рекламными, конечно же, не мог, редакцию начали покидать сотрудники и к концу 2013 года Александр Барсуков остался практически один, в связи с чем и был вынужден принять решение о ликвидации журнала, о чем и сообщил читателям в 58-м его номере.
Но вскоре стало известно, что следующий номер «Эдиты» выйдет в 2015 году по соглашению издателя и бессменного главного редактора Александра Барсукова и редколлегии альманаха фантастики «Астра Нова». Главный редактор «Астра Новы» Кирилл Берендеев являлся давним читателем журнала «Эдита». Узнав о планирующемся закрытии «Эдиты», он предложил Барсукову сделать еще один 59-й номер совместно с «Астра Новой», номер прощальный и состоящий практически целиком из фантастических произведений, подобрав достойные тексты из уже имевшихся к тому времени в редакционном портфеле. Уникальность подобного шага состояла еще и в том, что ранее в «Эдиту» фантастические произведения брали не очень охотно – как, впрочем, и в большинство крупных литературных журналов, – а уж о том, чтобы отдать под фантастику весь номер целиком, и речи быть не могло, те, кто знаком с журналом не понаслышке, отлично это помнят.
А. Барсуков согласился, Кирилл Берендеев сформировал содержание номера из своего редакторского портфеля и новый номер журнала начал распространяться в Германии и в России. После выхода 59-го номера в Москве была запланирована прощальная презентация, чуть позже такую же прощальную церемонию собирались провести и в Питере. Но номер получился настолько удачным, что обе редакции посчитали закрытие журнала неверным решением.
Таким образом журнал «Эдита» продолжил свое существование вместе с Международным литературным клубом «Astra Nova». Правда, вследствие финансовых возможностей издание перестало распространяться по подписке, а его тираж перешел в разряд «Print-of-demand» (с начальным тиражом в 300 экземпляров). На его страницах публикуются в основном фантастические произведения русскоязычных авторов. Журнал вмещает нон-фикшн, поэзию и прозу, как хорошо известных, так и начинающих авторов.
В 2016 году редакцией был проведен эксперимент по увеличению количества выпусков до шести в год, но он оказался не слишком удачным – журнал уже в следующем году вернулся к ежеквартальному выпуску, правда, объем его увеличился почти вдвое. А с января 2018-ого в «Эдите» произошла ротация, Кирилл Берендеев покинул пост составителя, оставшись в редколлегии журнала, его место теперь занимает Анна Райнова
|