Как и любое необычное общественное явление, журнал "Химия и жизнь" появился на скрещении жизненных интересов нескольких независимо действовавших лиц, которые вполне обоснованно могут быть названы его крестными отцами.
Было их всего восемь, вышедших на нашу историческую сцену в следующем порядке: Никита Сергеевич Хрущев, Семен Исаакович Вольфкович, Николай Николаевич Семенов, Макс Исаакович Рохлин, Игорь Васильевич Петрянов, Виктор Николаевич Болховитинов, Михаил Борисович Черненко и ваш покорный слуга, далее для краткости именуемый ВПС.
В начале, как это и полагается, было слово или, если быть абсолютно точным, - два слова. Вознамерившись построить в СССР коммунистическое общество к 1980 году, Первый секретарь ЦК КПСС Хрущев вставил эти два слова в известный ленинский лозунг, который стал выглядеть следующим образом: "Коммунизм есть советская власть плюс электрификация и химизация всей страны". Действительно, в середине ХХ века химизация народного хозяйства, казалось, позволяла создать изобилие товаров народного потребления - с помощью минеральных удобрений, пестицидов, подкормок, синтетики и пластмасс.
После 1991 года "Химия и жизнь", как и все периодические издания, стала стремительно терять подписчиков. Жизненный уровень большинства из них так упал, что заработка перестало хватать даже на еду, одежду, жилье. Таковы реалии. Да что и говорить, даже тираж флагмана высокой литературной периодики - "Нового мира" сегодня составляет около восьми тысяч. Но коллапс этот безусловно временный, потому что потребность в свободной мысли, оформленной будь то в литературное произведение, будь то в научное просветительство, была и будет всегда.