Представитель «младшего» поколения поэтов-символистов. Начал печататься с
1902 года. Вместе с
В. Брюсовым Андрей Белый стал одним из создателей теории символизма в России. В своих теоретических работах и литературно-критических выступлениях он развивал идею религиозного содержания искусства, постижения запредельного, утверждал превосходство интуиции над логикой, необходимость подчинения искусства слова законам музыки. Яркое практическое воплощение эти идеи получили в ранних произведениях Андрея Белого – «симфониях» и первом поэтическом сборнике «Золото в лазури» (
1904).
Борис Николаевич Бугаев родился в Москве в семье профессора математики Московского университета Н. В. Бугаева. Первым реальным "прикосновением" к искусству он считал исполнявшиеся матерью сонаты Бетховена и прелюдии Шопена. В гимназические годы проявлял интерес к философии, с 15 лет начал писать. "Два года упорного чтения, – вспоминал поэт в автобиографии, – где
Шекспир, Гете и Шиллер сменились
Толстым,
Достоевским,
Тургеневым, сменявшихся в свою очередь Ибсеном,
Метерлинком,
Верленом и
Ницше, обратили меня в упорного и фанатически настроенного символиста". В конце
1895 г. он сблизился с семьей брата философа Вл. С. Соловьева – М. С. и О. М. Соловьевыми и подружился с их сыном Сергеем. Здесь поощряли его первые литературные опыты и придумали начинающему автору псевдоним "Андрей Белый". В
1903 г. он закончил естественное отделение физико-математического факультета Московского университета, в следующем году поступил на историко-филологический факультет, в
1905 г. обучение было прервано.
В отличие от Блока, параллелизм жизненной и творческой судьбы с которым Белый прослеживал в своих позднейших мемуарах, он не принадлежал к поэтам, полностью реализующим себя в стихах. Энциклопедическая "разбросанность" его увлечений удивляла и восхищала современников. "Натура богато одаренная. Белый просто не знает, которой из своих муз ему лишний раз улыбнуться. Кант ревнует его к поэзии. Поэзия к музыке. Тряское шоссе к индийскому символу ... Критика и теория творчества (статьи о символизме) идут так – между делом. И любуешься на эту юношески смелую постройку жизни", – писал о нем
И. Ф. Анненский.
В
1901-
1902 гг. Белый знакомится и сближается с символистами "старшего" поколения:
В. Я. Брюсовым,
К. Д. Бальмонтом,
Д. С. Мережковским,
3. Н. Гиппиус. В январе
1903 г. начинается его "мистическая" переписка с
А. А. Блоком (личное знакомство состоялось год спустя). В отличие от "старших" Белый понимает символизм шире, чем литературное направление или литературную школу, он для поэта – мироощущение и мировоззрение, в котором гармонически сочетаются "религиозный, жизненный путь, искусство и спекулятивное мышление". Хотя с начала выхода в январе
1904 г. символистского журнала "Весы" Белый – его неизменный участник, он считал, что "идеология московской фракции символизма созрела не в „Скорпионе" и не в ,,Весах", а в интимных беседах и разговорах среди молодых символистов аргонавтического толка".
Литературный дебют Белого, "Симфония (2-я драматическая)" (
1902), созданный под влиянием музыки экспериментальный жанр: "нечто среднее между стихами и прозой". В ней отразилось мироощущение "эпохи зорь": эсхатологические чаяния и ожидания от нового века духовного обновления и преображения жизни, влияние идей Ф. Ницше и Вл. С. Соловьева, "мистическое" увлечение М. К. Морозовой. Итог ранней поэтической деятельности подвел сборник "Золото в лазури" (
1904). В этой книге пафос солнечного "аргонавтического" дерзания постепенно вытесняется мотивом угасания зорь. "Творчество Белого, – писал о сборнике В. Я. Брюсов, – это – вспышки молний, блеск драгоценных камней, разбрасываемых пригоршнями, торжественное зарево багряных закатов. ... С дерзостной беззаветностью бросается он на вековечные тайны мира и духа, на отвесные высоты, закрывшие нам дали, прямо, как бросались до него и гибли тысячи других отважных... Белый, со всей необузданностью, порывает резко с обычными приемами стихотворчества, смешивает все размеры, пишет стих в одно слово, упивается еще неиспробованными рифмами. ... Язык Белого – яркая, но случайная амальгама; в нем своеобразно сталкиваются самые, тривиальные слова с утонченнейшими выражениями, огненные эпитеты и дерзкие метафоры с бессильными прозаизмами, это – златотканая царская порфира в безобразных заплатах. Выход в свет сборника совпал для Белого с периодом духовного кризиса, вызванного прежде всего разочарованием в мистических чаяниях рубежа века. "Ослепительное", праздничное выступление поэта с первой и второй "Симфониями" и стихами "Золота в лазури" сменил долгий ряд "истерик, срывов, обвалов и пропастей".
В это время у него возникает интерес к "точному" знанию и философии. В надежде написать "философский кирпич под заглавием "Теория символизма"" Белый штудирует труды
Канта и представителей марбургской школы. Во втором сборнике "Пепел" (
1909), посвященном
Н. А. Некрасову и во многом предопределенном его творчеством, диапазон возможностей лирики Белого в значительной степени расширяется за счет социальной тематики и "жанровых" стихов. "И жемчужные зори, и кабаки, и буржуазная келья, и надзвездная высота, и страдания пролетария – все это объекты художественного творчества, – утверждает он. Тема новой книги – Россия с ее разложившимся прошлым и нерожденным будущим", такой родина предстает в творческом сознании автора после поражения в русско-японской войне и подавления первой русской революции. "Пепел чего? Прежних субъективных переживаний поэта или объективной действительности, – пепел России? – задается вопросом С. М. Соловьев и сам же отвечает: и того, и другого". Часть критиков символистской ориентации с сожалением заметила, что книга производит антихудожественное впечатление. "Пепел – это только остатки былого воспоминания", – констатировал М. Л. Гофман. По мнению же
Вяч. Иванова, "творение, далеко выходящее по замыслу за пределы интимного искусства поэтической секты, посвященное преимущественно проблемам нашей общественности и обращенное к обществу", – отнюдь не измена символизму, а симптом закономерной эволюции этого направления, выход из "волшебного круга солипсизма и индивидуализма отчужденной от мира личности".
Сборник "Урна" (
1909), включающий стихи тех же лет, что и "Пепел", составлен из текстов, объединенных лейтмотивом "раздумья о бренности человеческого естества с его страстями и порывами". Они во многом навеяны "петербургской драмой" Белого, его безответным чувством к Л. Д. Блок. ",,Пепел" – книга самосожжения и смерти: но сама смерть есть только завеса, закрывающая горизонты дальнего; чтобы найти их в ближнем. В „Урне я собираю свой собственный пепел, чтобы он не заслонял света моему живому ,,я . Мертвое „я заключаю в "Урну", и другое, живое „я" пробуждается во мне к истинному", – писал поэт в предисловии. В 1910-е годы в московском издательстве "Мусагет", объединившем символистов религиозно-философской ориентации, выходят сборники критических и теоретических статей Белого "Символизм" и "Арабески".
В
1912 –
1916 гг. поэт слушает курсы лекций Р. Штейнера и становится приверженцем его антропософского учения. После революции, которую Белый воспринял в мистическом ключе как начало духовного религиозного обновления, он активно включается в культурно-общественную деятельность, участвует в Пролеткульте, Театральном отделе Наркомпроса, читает лекции. Его поэтическое творчество в целом сохраняет приверженность символизму. Изданные в советское время сборники "Королевна и рыцари" (
1919) и "Звезда" (
1922) составлены из произведений
1910-х годов. Книга стихов "После разлуки" (
1922) отражает поиски новой формы, которую Белый определяет термином "мелодизм".
Андрей Белый умер
8 января 1934 года от кровоизлияния в мозг. Урна с его прахом захоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.